Переосмысление акта номинации

Страница 2

Мерилка - линейка

Для ребёнка линейка - это инструмент действия, т.к. с её помощью мерят (меряют) что-либо. В данном случае в качестве ОП для образования потенциального неологизма мерилка используется глагол мерить, к основе которого присоединяется аффикс - лк-, поскольку отглагольные образования с суффиксом - лк - "обозначают предмет, предназначенный для выполнения действия, названного мотивирующим словом" .

С.Н. Цейтлин отмечает, что "дети с величайшей лёгкостью образуют существительные орудийного значения с помощью суффикса - лк-, который в речи взрослых очень продуктивен: "Где заводилка от машины?" Градусник именуется измерялкой, щипцы для волос - завивалкой. Одно и то же слово слушалка было изобретено разными детьми и использовалось в разных значениях. Один мальчик назвал так телефонную трубку, другой - фонендоскоп, третий, рисуя фантастический корабль, изобразил специальное устройство для слушания и назвал его этим словом" .

Дулка - насос

Аналогичным образом можно объяснить появление слова дулка, т.к. если "колёса сдулись”, то необходим предмет, при помощи которого мы имеем возможность "дуть” воздух и привести их (колёса велосипеда) в исходное (оптимальное) состояние.

Обтяпкивать - окучивать

Окучивать по - "взрыхляя, наваливать кучкой землю вокруг чего-нибудь". В данном случае наблюдается явление метафорической мотивации, т.к. потенциальная сема "тяпка" в данном случае для ребёнка превращается в интегральную и кладётся в основу наименования. При этом мы фиксируем образование слова в рамках словообразовательного типа, значение которого не представлено в РГ-80.

Пиловка - ножовка

Ребёнок находит мотивирующее для слова ножовка - нож. В действительности же ножовка - "узкая ручная пила" , а т.к. только тот предмет, который, по мнению ребёнка, характеризуется наличием зубьев, может "пилить”, то он меняет производящую основу. В данном случае мы видим прямое отражение в речи картины мира.

Писака - шариковая ручка

Для ребёнка ручка - это предмет, которым нужно и можно писать, и потому в роли ОП выступает действие, обозначаемое глаголом писать. Слово писака образуется по модели, выражающей значение "предмет, орудие, предназначенное для осуществления действия".

В отмечено, что для того, "чтобы образовать существительные орудийного значения, дети используют суффиксы - к-, - льник-, - лк-. Все они представляют синонимичные словообразовательные модели. Отвечая на загадку, в которой речь шла о плуге, дети говорили пашка, пахалка и пахальник. Интересно, что ни один ребёнок не сказал плуг". Таким образом, мы находим подтверждение тому, что данное новообразование является потенциальным.

Заружьить - зарядить

Ономасиологическим признаком для ребёнка становится не действие, а предмет (в данном случае ружьё как обозначение оружия в целом), над которым это действие совершается. Так, Цейтлин указывает на то, что в детской речи многочисленна группа глаголов, образованных от существительных. Все они объединяются общим значением действия, имеющего отношение к предмету, названному производящим существительным. Подобные глаголы образуются суффиксальным способом: гармонь - гармонить, весна - весновать; префиксально-суффиксальным способом: грязь - нагрязнить; суффиксально-постфиксальным способом: клубок - (котёнок) клубочится и т.д.

Особой же продуктивностью отличается модель с суффиксом - и (ть). Частные словообразовательные значения могут быть весьма различными (вратарить у вас буду). Часто дети используют данные глаголы в значении "функционировать, как полагается данному предмету (пистолет хорошо пистолетит)" [там же].

В данном случае мы видим, что для ребёнка важно не действие (зарядить), а предмет (ружьё), над которым совершается данное действие. Ребёнок образует новый тип (ср. имеющиеся в значения словообразовательного типа V ← за - + S + - и-), поэтому неологизм заружьить можно признать окказиональным.

Лужные сапоги - резиновые сапоги

Прилагательные с суффиксом - н-, образованные от существительных, по количеству случаев и разнообразию частных значений занимают первое место в ряду детских новообразований. В приводятся следующие примеры таких образований: "животные капли (от боли в животе), удавная бабушка (бабушка удава), домное платье (для дома)". И здесь прослеживается отмеченная нами закономерность в усвоении ребёнком языка: в своей речи он использует общие правила и лишь в редких случаях - частные.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Виды нетрадиционных уроков
Уроки с измененными способами организации: урок-лекция, лекция-парадокс, защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок- встреча. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок творчества: урок-сочинение, урок изобретательства, урок-творческий отчет, комплексно-творческий отчет, урок выставка, ур ...

Возможности нетрадиционных уроков
Такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность ...

Технологии взаимодействия с природными объектами в условиях антропогенной среды
Практически каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемами содержания комнатных растений и животных. Популярность собак, кошек, аквариумных рыбок, декоративных птиц постоянно растет. Комнатные растения можно встретить почти на каждом подоконнике. Однако живые существа в человеческом жилище ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru