Переосмысление акта номинации

Страница 2

Мерилка - линейка

Для ребёнка линейка - это инструмент действия, т.к. с её помощью мерят (меряют) что-либо. В данном случае в качестве ОП для образования потенциального неологизма мерилка используется глагол мерить, к основе которого присоединяется аффикс - лк-, поскольку отглагольные образования с суффиксом - лк - "обозначают предмет, предназначенный для выполнения действия, названного мотивирующим словом" .

С.Н. Цейтлин отмечает, что "дети с величайшей лёгкостью образуют существительные орудийного значения с помощью суффикса - лк-, который в речи взрослых очень продуктивен: "Где заводилка от машины?" Градусник именуется измерялкой, щипцы для волос - завивалкой. Одно и то же слово слушалка было изобретено разными детьми и использовалось в разных значениях. Один мальчик назвал так телефонную трубку, другой - фонендоскоп, третий, рисуя фантастический корабль, изобразил специальное устройство для слушания и назвал его этим словом" .

Дулка - насос

Аналогичным образом можно объяснить появление слова дулка, т.к. если "колёса сдулись”, то необходим предмет, при помощи которого мы имеем возможность "дуть” воздух и привести их (колёса велосипеда) в исходное (оптимальное) состояние.

Обтяпкивать - окучивать

Окучивать по - "взрыхляя, наваливать кучкой землю вокруг чего-нибудь". В данном случае наблюдается явление метафорической мотивации, т.к. потенциальная сема "тяпка" в данном случае для ребёнка превращается в интегральную и кладётся в основу наименования. При этом мы фиксируем образование слова в рамках словообразовательного типа, значение которого не представлено в РГ-80.

Пиловка - ножовка

Ребёнок находит мотивирующее для слова ножовка - нож. В действительности же ножовка - "узкая ручная пила" , а т.к. только тот предмет, который, по мнению ребёнка, характеризуется наличием зубьев, может "пилить”, то он меняет производящую основу. В данном случае мы видим прямое отражение в речи картины мира.

Писака - шариковая ручка

Для ребёнка ручка - это предмет, которым нужно и можно писать, и потому в роли ОП выступает действие, обозначаемое глаголом писать. Слово писака образуется по модели, выражающей значение "предмет, орудие, предназначенное для осуществления действия".

В отмечено, что для того, "чтобы образовать существительные орудийного значения, дети используют суффиксы - к-, - льник-, - лк-. Все они представляют синонимичные словообразовательные модели. Отвечая на загадку, в которой речь шла о плуге, дети говорили пашка, пахалка и пахальник. Интересно, что ни один ребёнок не сказал плуг". Таким образом, мы находим подтверждение тому, что данное новообразование является потенциальным.

Заружьить - зарядить

Ономасиологическим признаком для ребёнка становится не действие, а предмет (в данном случае ружьё как обозначение оружия в целом), над которым это действие совершается. Так, Цейтлин указывает на то, что в детской речи многочисленна группа глаголов, образованных от существительных. Все они объединяются общим значением действия, имеющего отношение к предмету, названному производящим существительным. Подобные глаголы образуются суффиксальным способом: гармонь - гармонить, весна - весновать; префиксально-суффиксальным способом: грязь - нагрязнить; суффиксально-постфиксальным способом: клубок - (котёнок) клубочится и т.д.

Особой же продуктивностью отличается модель с суффиксом - и (ть). Частные словообразовательные значения могут быть весьма различными (вратарить у вас буду). Часто дети используют данные глаголы в значении "функционировать, как полагается данному предмету (пистолет хорошо пистолетит)" [там же].

В данном случае мы видим, что для ребёнка важно не действие (зарядить), а предмет (ружьё), над которым совершается данное действие. Ребёнок образует новый тип (ср. имеющиеся в значения словообразовательного типа V ← за - + S + - и-), поэтому неологизм заружьить можно признать окказиональным.

Лужные сапоги - резиновые сапоги

Прилагательные с суффиксом - н-, образованные от существительных, по количеству случаев и разнообразию частных значений занимают первое место в ряду детских новообразований. В приводятся следующие примеры таких образований: "животные капли (от боли в животе), удавная бабушка (бабушка удава), домное платье (для дома)". И здесь прослеживается отмеченная нами закономерность в усвоении ребёнком языка: в своей речи он использует общие правила и лишь в редких случаях - частные.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Урок проверки и оценки знаний
Главная его цель – проверить качество и прочность знаний учащихся. Обычно он проводится после изучения отдельных разделов программы. На уроках этого типа не представлены в виде самостоятельных этапов такие части урока, как усвоение нового материала, закрепление, повторение, хотя все они в каких-то ...

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание воспитывающих ситуаций
На контрольном этапе эксперимента с целью определения уровня сформированности самооценки у детей экспериментальной группы были повторно использованы следующие методики: 1)модифицированная методика «Лесенка» В.Г. Шур (методика №1); 2)нахождение количественного выражения уровня самооценки ( методика ...

Экспериментальная проверка эффективности комплекса упражнений на основе педагогического значение памяти
При проведении эксперимента мы исходили из того, что эффективность процесса совершенствования лексических навыков диалогической речи основано на использовании разработанных нами рекомендаций по эффективному запоминанию лексики. Процессы памяти тесно связаны с изучением английского языка. В связи с ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru