Выводы по второй главе.
Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. При этом содержание рисования всегда является некий сюжет. В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Дошкольнику нужно всегда выделять композиционный центр при построение сюжетного образа - это то главное, что определяет содержания образа. При овладении композицией сюжетного рисунка как средством выразительности важно расположить отдельные изображения относительно друг друга, передавать отношения по величине, а действие через изображение движения, динамику отдельных поз, деталей. Затрудняется дети и в передаче действия, движения, динамики, хотя потребность в передаче движения появляются рано.
Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Им нельзя давать обобщенные темы. При рисовании на темы литературных произведений дошкольникам следует давать конкретное задание. В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия. Задачи сюжетного рисования в старшей группе следующие:
- научить изображению смысловой связи между объектами, передаче пространственных отношений между ними;
- развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта);
- развивать чувство цвета.
При обучении страших дошкольников сюжетному рисованию необходимо: разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка, научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете, развивать композиционные умения, развивать чувство цвета. В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. В качестве натуры здесь могут быть использованы более сложные и разнообразные предметы, чем в средней группе. Кроме предметов простой формы, в старшей группе надо использовать и более сложную натуру. Использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы. Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры - ведущему методу обучения в школе.
Все современные программы ДОУ уделяют большое значение развитию изобразительной деятельности детей. К таким программам относятся «Развитие» (авторский коллектив под рук. Л.А. Венгера и т.д.), «Детства» (под рук. Т.И. Бабаевой, И.А. Ноткиной), «Из детства в отрочество» (автор Т.И. Даронова) и др. существуют и программы, которые занимаются именно развитием изобразительных знаний, умений и навыков. Такие как: «Какого цвета мир?» (С.А. Золочевский), «Природа и художник» (Т.А. Копцева) и т.д. Существует ряд программ открытого типа, которые не исключают возможности использования других методических пособий и дидактических материалов. Одна из таких программ «Эстетическое воспитание детей 2-7 лет». Авторы Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина. В данной программе авторы рекомендуют насыщать занятия разнообразными формами работы, делать занятия более интересными для детей.
Как итог работы, охарактеризуем, какие задачи стоят перед обучением старших дошкольников сюжетному рисунку: формирование эстетики и нравственности, формировать мотивы творчества, обучение способам изображения сюжетного образа, побуждать к самостоятельному творчеству, научить чувствовать выразительность образа. Необходимо проводить перед сюжетным, тематическим рисованием большую подготовительную работу, расширяющую и уточняющую представления детей: чтение, беседы, рассматривание иллюстраций и т. п.
Подводя итоги вышесказанному, мы можем сделать вывод: в старшем дошкольном возрасте более отчетливо выступают этапы в возникновении и развитии у детей художественных образов. Творческий рисунок строится ребенком уже в соответствии с замыслом. Появляется активное отношение к изображаемому, активизируются и поиски выразительных средств для его передачи.
У детей 5-6 лет наблюдается уже сознательность в использовании разнообразных средств выразительности: использование цвета, формы, построения рисунка как выразительного средства для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Дети старшего возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений.
Другое о педагогике:
Основные направления логоритмической работы с детьми с ОНР
В соответствие с результатами проведенного исследования основными направлениями логоритмического воздействия могут являться следующие: формирование психологической базы движения, формирование двигательной сферы и формирование музыкально-ритмической сферы. Формирование психологической базы движения ...
Содержание экологического образования в сфере формирования отношения
личности к миру природы
Второй задачей экологического образования является формирование у личности субъективного отношения к природе. Важнейшей характеристикой экологичной личности является субъектное восприятие природных объектов, которое, с позиций экологической психопедагогики, в наибольшей степени складывается в проце ...
Использование логоритмики в системе коррекционно-педагогического воздействия
на детей с ОНР
Исследования Г. Р. Шашкиной состояния моторной сферы дошкольников с ОНР подготовительной группы показали, что: 1. Моторика детей с ОНР данного возраста значительно ниже возрастной группы, 89% детей отстают в моторном развитии от своих сверстников; 2. Группа детей с ОНР в моторном плане неоднородна; ...