Технология ознакомления детей с натюрмортом

Страница 2

Однопорядковый натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы и т.д. на картине может быть изображена и разнообразная снедь (вид - продукты питания) хлеб и различные мучные изделия, сыр, колбасы, разнообразное питье и др.; предметы быта - посуда, инструменты, используемые в разных профессиях; материалы, ткани, книги, оружие и др.

Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и овощи, оружие и цветы и др.), мы условно определяем такой натюрморт как смешанный по содержанию (И. Машков, «Клубника и белый кувшин»; И. Хруцкий, «Цветы и фрукты»; И. Михайлов, «Овощи и фрукты»; К. Петров-Водкин, «Бокал и лимон» и др.)

Несколько иной характер имеют натюрморты, объединенные названием «Накрытый стол», «Завтрак», «Десерт», «Ужин» и др. (К. Петров-Водкин, «Утренний натюрморт»; И. Грабарь, «Утренний чай»; «Неприбранный стол»; И. Машков, «Ананасы и бананы» и др.). В подобных изображениях есть некоторый сюжет, поэтому мы условно их обозначим как сюжетные. К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека - или натюрморты с включение в них пейзажа (Ф. Толстой, «Букет цветов, бабочка и птичка», И. Серебрякова, «За завтраком»; А. Лентулов, «Овощи»; П.Крылов, «Цветы на окне» и др.).

Натюрморт может быть включен в портрет, картины других жанров живописи. В этом случае он обычно служит для раскрытия характера человека, его социальной принадлежности, среды, обстоятельств, и тогда натюрморт теряет свою жанровую принадлежность.

Мы отметили основные виды натюрмортов в соответствии с их содержательной характеристикой, однако следует иметь в виду и другие характеристик натюрморта с точки зрения использованных художником средств выразительности. Так, наше внимание всегда привлекает цветовая тональность - теплая, холодная или контрастная гамма красок. Например, «Хризантемы» (И.Грабарь), «Подсолнухи» (В.Ван Гог), «Натюрморт» (О.Богаевская) - в теплой гамме; «Груши на зеленой драпировке» (И.Грабарь), «Купавки» (А. Головин) - в контрастной гамме.

Масштаб композиции в натюрмортах обычно ориентирован на размер «комнатной» малой вещи, отсюда большая интимность натюрморта по сравнению с другими жанрами. Несколько иная, чем в других жанрах живописи, и композиция.

Главными героями здесь являются предметы, вещи, которые и подаются «крупным планом», чтобы можно было вглядеться в их красоту, поэтому здесь нет больших перспектив, далей, многоплановых точек зрения, где находится сюжетно-композиционный центр, располагается на втором плане. Передний обычно является к основному содержанию картины. К композиции натюрмортов, решаемых декоративно, основная группа предметов может быть расположена и на переднем плане, то есть у нижнего края картинной плоскости.

Большое значение в натюрморте имеет точка зрения. При низком уровне горизонта изображение воспринимается сильно сокращенным в глубину, предметы кажутся более высокими. Точка зрения сверху как бы ставит изображение «на дыбы», такая точка зрения создает впечатление приземистости предметов. Среднеоткрытый горизонт увеличивает протяженность пространства, дает почувствовать ритм в сочетании компонентов, составляющих натюрморт. Глубину пространства усиливает и перспективное изменение каждого предмета.

Формат плоскости - также особое средство выразительности: квадратная форма создает впечатление некоторой устойчивости, горизонтальная носит характер панорамности, вертикальная дает ощущение торжественности, монументальности. Для создания композиционного равновесия художники используют свет и цвет, противопоставление крупных и мелких форм, расположенных вертикально и горизонтально. Предметы подбираются художником не случайно; они дополняют, подчеркивают выразительность друг друга или выступают в контрасте, («спорят», «ссорятся»).

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

История развития первых университетов
Средневековье знало три вида школ. Низшие школы, образовавшиеся при церквях и монастырях, ставили целью подготовить элементарно грамотных духовных лиц — клириков. Главное внимание обращалось в них на изучение латинского языка (на котором велось католическое богослужение), молитв и самого порядка бо ...

История проблемы особенностей развивающей среды – обстановка детского сада – в разных педагогических школах
Сегодня возможность альтернативных подходов к организации обучения и воспитания детей вызывает большой интерес у педагогов и родителей. В нашей стране в настоящее время работает целое направление, которое заимствует зарубежный опыт организации воспитания и обучения детей. Дом ребенка Марии Монтесор ...

Становление и развитие детского движения в 20–30-х гг. ХХ в
социальный педагогический беспризорность пионерский Воспитанию социальной активности детей в начале 20-х гг. способствовало пионерское движение. Это было время сложного противоречивого процесса его организационного оформления. В центре внимания первых теоретиков и практиков детского коммунистическо ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru