Технология ознакомления детей с натюрмортом

Страница 1

В старшей группе теме «Знакомство с изобразительным искусством» отводится одно занятие в месяц. Однако работа продолжается и в процессе самостоятельной художественной деятельности: в книжном уголке дети собирают художественные открытки, выкладывают книги с картинами знакомых им художников - иллюстраторов, оформляют выставки, посвященные творчеству какого-либо художника, выставляют для рассматривания изделия народных промыслов, устраивают викторины.

Старшие дети уже способны понять и объяснить, почему им нравится тот или иной предмет, та или иная картина. Они уже могут отметить динамичность скульптурного изображения, краски, композицию натюрмортного полотна, красоту ритма декоративного рисования.

Работа в старшей группе направлена на развитие эстетического вкуса: детей учат понимать содержание художественного произведения, замысел художника, некоторые средства выразительности, присущие разным видам искусства.

С натюрмортом дети впервые встречаются в старшей группе. Натюрмортная техника очень богата - это масляные краски (масляный натюрморт), акварель (отличающаяся прозрачностью и мягкостью красочного слоя), гуашь, темпера, пастель, фреска, мозаика. Главные средства выразительности - цвет, колорит, композиция, ритм.

В старшей группе воспитатель учит детей воспринимать содержание произведений живописи, видеть и понимать элементарные художественные средства, которые художник использовал для передачи красоты окружающей природы, чувствовать построение произведения, любоваться им.

В старшей группе детей можно продолжать знакомить с натюрмортом. Ведь на занятиях по аппликации, рисованию они выполняют с натуры и по представлению композиции из ваз, комнатных и садовых цветов. Знакомство с работами мастеров натюрморта повысит интерес к работе, расширит их представление о композиции рисунка, аппликации, о цветовых сочетаниях.

Знакомству с натюрмортом не обязательно посвящать целиком занятие. Репродукцию картины можно демонстрировать на занятии по аппликации или рисованию (картины К. Петрова - Водкина «Розовый натюрморт. Ветка яблони», «Черемуха в стакане»; М. Кончаловского «Овощи», «Клубника»; К. Коровина «Розы»; О. Татевосяна «Натюрморт»; М. Сарьяна «Осенние цветы»; И. Хруцкого «Фрукты и цветы», «Цветы и плоды»; И. Машкова «Снедь московская. Хлебы»).

Практика показывает: отсутствие определенных методов и приемов работы над эстетической выразительностью рисунков дошкольников является одной из причин их однотипности, маловыразительности.

В отличие от первого этапа, в ходе которого разрабатывались и апробировались методы и приемы, направленные на овладение обобщенными способами действий в натюрмортном рисовании, на втором этапе работа была нацелена на формирование установки на возможные варианты обогащения эстетической выразительности рисунка за счет внесения элементов внешней декоративности.

Основная задача второго этапа - выявление наиболее эффективных педагогических условий, обеспечивающих целенаправленный, положительный, широкий и полный перенос приобретенных в натюрмортном рисовании знаний, навыков и умений в предметный и сюжетный рисунки.

Психологи и педагоги, характеризующие детское восприятие произведений искусства, указывают, что многое зависит от выбора конкретных произведений, доступности для детей их содержания и средств выразительности, а также от созданных взрослым условий и руководства процессом восприятия.

Когда мы рассматриваем ряд натюрмортов разных художников, мы видим, насколько они разнообразны, и не только по тому, что изображено, как изображено, но и по индивидуальной творческой манере каждого художника. Мы ощущаем определенное эмоциональное воздействие каждой картины: одни кажутся нам очень лирическими, интимными, другие - торжественными, героическими, монументальными. Искусствоведы не подразделяют натюрморты по видам, но для педагогической работы с детьми нам это представляется важным. Так, в зависимости от содержания изображенных объектов на картине, мы условно выделяем однопорядковые и смешанные натюрморты.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Анализ работ педагогов по вопросу индивидуального подхода к дошкольникам
Долгое детство – специфически человеческое качество. У человека период физического и социального становления составляет - продолжительности жизни; подобного нет у животных, у них созревание и взросление проходят намного быстрее. Млекопитающие начинают, например, самостоятельно ходить через нескольк ...

Дидактическое сопровождение учебного процесса при моделировании одежды
Общие нормы организации учебного процесса, называются принципами (от лат. principium — основа, начало) обучения и которые определяют, каким образом следует обеспечивать достижение целей обучения. Понятно, что важнейшие принципы, присущие учебному процессу вообще, присутствуют, в частности, в препод ...

Разработка плана проведения проекта в школе
С одной стороны, работа по планированию образовательной деятельности учащихся является знакомой учителю, но с другой стороны, планирование проектной деятельности достаточно ново и не освоено. Поэтому чтобы любой проект состоялся, требуется тщательное планирование, потому что именно на основе хорошо ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru