Технология ознакомления детей с натюрмортом

Страница 1

В старшей группе теме «Знакомство с изобразительным искусством» отводится одно занятие в месяц. Однако работа продолжается и в процессе самостоятельной художественной деятельности: в книжном уголке дети собирают художественные открытки, выкладывают книги с картинами знакомых им художников - иллюстраторов, оформляют выставки, посвященные творчеству какого-либо художника, выставляют для рассматривания изделия народных промыслов, устраивают викторины.

Старшие дети уже способны понять и объяснить, почему им нравится тот или иной предмет, та или иная картина. Они уже могут отметить динамичность скульптурного изображения, краски, композицию натюрмортного полотна, красоту ритма декоративного рисования.

Работа в старшей группе направлена на развитие эстетического вкуса: детей учат понимать содержание художественного произведения, замысел художника, некоторые средства выразительности, присущие разным видам искусства.

С натюрмортом дети впервые встречаются в старшей группе. Натюрмортная техника очень богата - это масляные краски (масляный натюрморт), акварель (отличающаяся прозрачностью и мягкостью красочного слоя), гуашь, темпера, пастель, фреска, мозаика. Главные средства выразительности - цвет, колорит, композиция, ритм.

В старшей группе воспитатель учит детей воспринимать содержание произведений живописи, видеть и понимать элементарные художественные средства, которые художник использовал для передачи красоты окружающей природы, чувствовать построение произведения, любоваться им.

В старшей группе детей можно продолжать знакомить с натюрмортом. Ведь на занятиях по аппликации, рисованию они выполняют с натуры и по представлению композиции из ваз, комнатных и садовых цветов. Знакомство с работами мастеров натюрморта повысит интерес к работе, расширит их представление о композиции рисунка, аппликации, о цветовых сочетаниях.

Знакомству с натюрмортом не обязательно посвящать целиком занятие. Репродукцию картины можно демонстрировать на занятии по аппликации или рисованию (картины К. Петрова - Водкина «Розовый натюрморт. Ветка яблони», «Черемуха в стакане»; М. Кончаловского «Овощи», «Клубника»; К. Коровина «Розы»; О. Татевосяна «Натюрморт»; М. Сарьяна «Осенние цветы»; И. Хруцкого «Фрукты и цветы», «Цветы и плоды»; И. Машкова «Снедь московская. Хлебы»).

Практика показывает: отсутствие определенных методов и приемов работы над эстетической выразительностью рисунков дошкольников является одной из причин их однотипности, маловыразительности.

В отличие от первого этапа, в ходе которого разрабатывались и апробировались методы и приемы, направленные на овладение обобщенными способами действий в натюрмортном рисовании, на втором этапе работа была нацелена на формирование установки на возможные варианты обогащения эстетической выразительности рисунка за счет внесения элементов внешней декоративности.

Основная задача второго этапа - выявление наиболее эффективных педагогических условий, обеспечивающих целенаправленный, положительный, широкий и полный перенос приобретенных в натюрмортном рисовании знаний, навыков и умений в предметный и сюжетный рисунки.

Психологи и педагоги, характеризующие детское восприятие произведений искусства, указывают, что многое зависит от выбора конкретных произведений, доступности для детей их содержания и средств выразительности, а также от созданных взрослым условий и руководства процессом восприятия.

Когда мы рассматриваем ряд натюрмортов разных художников, мы видим, насколько они разнообразны, и не только по тому, что изображено, как изображено, но и по индивидуальной творческой манере каждого художника. Мы ощущаем определенное эмоциональное воздействие каждой картины: одни кажутся нам очень лирическими, интимными, другие - торжественными, героическими, монументальными. Искусствоведы не подразделяют натюрморты по видам, но для педагогической работы с детьми нам это представляется важным. Так, в зависимости от содержания изображенных объектов на картине, мы условно выделяем однопорядковые и смешанные натюрморты.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Исходные понятия теории и методики физического воспитания
Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начинается с освоения ее понятийного аппарата. Понятие - это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объе ...

Разработка систем экспериментальных заданий по теме «Статика». Методические рекомендации по применению на уроках физики
На изучение темы «Статика. Равновесие абсолютно твердых тел» отводится 3 часа. Для этой темы нами было предложено следующее экспериментальное задание: Цель эксперимента: Найти положение центра тяжести. Материалы: пластилин, две металлические вилки, зубочистка, высокий стакан или банка с широким гор ...

Проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста
Необходимость рассмотрения проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста вызвана низким уровнем общего функционального состояния их организма невысокой эффективностью организации их физического воспитания. В качестве первостепенной задачи определяется разработка концепции пр ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru