Структура культуры

Страница 4

Педагогическая нравственность формируется на основе системы ценностей и духовно-нравственных качеств личности студента - будущего специалиста. В числе приоритетных необходимо выделить следующие элементы этого образования:

аксиологическое восприятие профессиональной деятельности;

профессиональную честь и достоинство;

любовь к другим людям, уважение их личности;

объективность в оценке людей, их действий, поступков, особенно в конфликтных ситуациях;

принципиальность и доброжелательное отношение к сотрудникам, одногруппникам;

профессиональный оптимизм и гуманизм, основанный на эмпатии;

готовность к преодолению трудностей в профессиональной деятельности.

Нравственные ценности и качества связаны между собой. Благодаря им у студентов формируется привычка к личной ответственности за выполнение профессиональных обязанностей.

9. Воспитание как процесс безгранично и бесконечно. Взяв точку отсчета со дня рождения ребенка, оно затем будет сопровождать его всю жизнь, оказывая на него то или иное влияние. Именно поэтому очень важно у студентов в период обучения в ВУЗе заложить стремление и потребность в самовоспитании.

Задачами воспитания являются:

моральное развитие личности;

формирование патриотизма и гражданственности;

развитие самосознания;

формирование трудовых и жизненных навыков;

формирование ответственного поведения;

формирование здорового образа жизни;

развитие эмоциональной сферы личности;

развитие чувства красоты и другие.

Необходимо чтобы ВУЗ или его структурные подразделения разрабатывали программу воспитательной работы со студентами, учитывая собственные традиции, особенности вузовской жизни, уровень развития студенческого коллектива, активность студенческих общественных организаций, деятельность органов самоуправления. Программа воспитания должна носить долговременный характер - 4-5 лет и включать основные направления, содержание, формы и методы взаимодействия со студентами, их деятельности и служить основанием для разработки планов воспитательной работы, как правило, на один учебный год - в масштабе ВУЗа, факультета, академических групп.

Воспитание связано с формированием у студентов взглядов, убеждений, качеств, ценностей, отношений, способностей. Это наиболее значимые структурные компоненты личности, которые являются ее принадлежностью и сопутствуют ей везде - в учебе, деятельности, общении, поведении.

Теория и методика обучения разрабатываются длительное время. Имеются фундаментальные труды и методические пособия почти по всем аспектам обучения. Однако теория и методика воспитания студентов не были предметом пристального внимания ученых, им еще предстоит пройти путь исследования. В настоящее время в поле научного исследования находятся теоретические и методологические вопросы воспитания в условиях ВУЗа, их философское осмысление. Накоплен значительный банк данных, позволяющий не только выделить соответствующий раздел в педагогике, но и выделить философию воспитания в самостоятельную дисциплину, которая является промежуточной между философией и педагогикой.

Основное назначение философии воспитания - анализ воспитательной реальности на фоне общих проблем человеческого бытия и осмысление педагогических теорий воспитания. Философия воспитания раскрывает понятие "воспитание" и его сущность, анализирует цели воспитания в историческом плане, рассматривает трактовку ценностей в различных философских системах, выявляет связи между развитием общества и воспитанием, между передачей культурного наследия из поколения в поколение и подготовкой индивида к полноценной жизни в обществе. В рамках данной дисциплины исследуются вопросы: взаимосвязь между развитием философской мысли и становлением педагогических концепций, всестороннее их оценивание; развитие философско-педагогического мышления, переосмысление педагогических ценностей; обеспечение новых перспектив в развитии педагогической науки на основе методологического разнообразия в проведении исследований.

Ученые, занимающиеся разработкой философии воспитания, концентрируют внимание на проблеме духовно-нравственных ценностей, их осмыслении на фоне быстро меняющегося мира, поиске их философской сущности. При этом делается акцент на вечные общечеловеческие ценности: счастье, веру, надежду, совесть, честь, достоинство, любовь, рассматривается их значение в системе воспитания. Философия воспитания ориентирует педагога-практика на творческое осмысление собственного опыта, на сознательный выбор той или иной концепции воспитания и оказывает ему помощь в этом деле. Она стремится быть надежной основой при поиске научной истины.

Страницы: 1 2 3 4 


Другое о педагогике:

Обзор существующих проблем и предложений по изменению системы школьного управления
Ирина Николаевна Щербо делится проблемами из собственной практики управления. Первая из них касается загруженности директора в начале учебного года: «такие фундаментальные документы, как план работы школы, образовательная программа, комплексная программа развития, учетная политика школы прописаны в ...

Современное мировое образовательное пространство. Понятие и формирование
Мировое образовательное пространство является сложным, неравномерным, многоуровневым процессом тесно взаимосвязанных количественных и качественных преобразований, базирующихся на единстве в подходах, целеполагании, в содержании образования, в терминологии, категориях и стандартах, в подведении итог ...

Философско-педагогические идеи представителей Русского Зарубежья на рубеже 19 – 20 веков
Педагогическая наука в эмиграции связана с процессами вхождения деятелей русской эмиграции в иную культуру, создавая свои научные школы. Это научно-педагогическая школа С.И.Гессена в университете Лодзи в Польше, социально-педагогические школы П.А.Сорокина в США, Г.Д.Гурвича во Франции. Деятели педа ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru