Мышление как познавательный психический процесс

Страница 4

Однако сравнение не исчерпывается анализом. Оно всегда есть установление определенного отношения (сходства или различия) между предметами, их выделенными свойствами или частями. Поэтому оно всегда есть в то же время и синтетическая операция, т.е. обязательно включает в себя и синтез как свою необходимую часть.

В познании действительности сравнение играет весьма важную роль. Не будет преувеличением сказать, что все существующее познается через сравнение одних предметов и явлений с другими, сходными или различными с ними. Только сравнивая предметы и явления друг с другом, человек получает возможность правильно ориентироваться в окружающем мире, реагировать одинаково на сходное и предметах и действовать различно в зависимости от различий, какие имеются в них.

Обобщение есть мысленное выделение общего в предметах или явлениях действительности и основанное на этом мысленное объединение их друг с другом. Необходима предпосылка обобщения – сравнение предметов и явлений друг с другом. Только путем сравнения человек вскрывает общее и них, если они сходны между собой, и только сравнивая предметы и явления действительности и устанавливая их общие признаки, можно мысленно объединить их в одну и ту же группу, обобщить их.

Обобщение может опираться на разные признаки сходных предметов. Но важнейшее значение имеет обобщение, основанное на выделении признаков, не только общих, но и существенных для данных предметов. Именно оно ведет к образованию понятий, к открытию законов, к познанию закономерных связей и отношений.

Выделяя общее в предметах или явлениях, а вместе с тем вскрывая и различие между ними, человек получает возможность систематизировать их. Систематизация, или классификация, предметов или явлений есть мысленное распределение их по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия их друг с другом. На основании, например, сходства и различия между разными представителями животного мира устанавливается классификация животных. Классифицируются растения, горные породы, строения, химические элементы и т.д. Более мелкие дробные группы на основании некоторых сходных признаков объединяются в более крупные, широкие группы. И, наоборот, на основании различий между представителями одной и той же широкой группы она разбивается на ряд более мелких групп. Все растения, например, разделяются на типы, типы – на классы, классы - на отряды, отряды - на семейства, семейства - на роды, роды - на виды.

Необходимая предпосылка классификации – сравнение предметов.

Одни и те же предметы можно классифицировать по-разному, о зависимости от того, какой признак кладется в основу классификации. Можно, например, разбить учащихся в классе на группы по полу, по росту, по успеваемости, по поведению. В научных классификациях в основу разбивки на группы кладутся наиболее существенные признаки предметов. Это не исключает, однако, того, что и в этих случаях предметы классифицируются иногда по разным признакам. В геометрии, например, все треугольники разбиваются как по признаку соотношения сторон (равносторонние, равнобедренные, разносторонние), так и по признаку величины углов (остроугольные, тупоугольные, прямоугольные).

Обобщая предметы или явления, выделяя общее в них, человек отвлекается от других их свойств, которыми они различаются друг от друга. Он не думает об этих свойствах, а рассматривает то, что выделено в отдельности. Это процесс мысленного отвлечения, или абстракция. Можно думать, например, о цвете сходных предметом, отвлекаясь от их величины, формы, движения, использования в жизни и т. д. Можно думать о форме листьев дуба, о высоте гор, отвлекаясь от всех других их особенностей о скорости звука независимо от того, каков этот звук.

Абстракция и обобщение тесно связаны друг с другом. Человек не мог бы обобщать, если бы не отвлекался от различий в том, что им обобщается. Нельзя мысленно объединить все деревья, если не отвлечься от различий между ними.

Вместе с тем сами абстрагируемые свойства мыслятся (при обобщении предметов) в обобщенном виде. Мысленно объединяя горы, но признаку высоты над уровнем моря, человек думает не о конкретной высоте той или иной горы, а об общей особенности гор, характеризующей их в данном отношении, хотя сама эта особенность в различных случаях неодинакова. Выделенные свойства сами становятся, следовательно, предметом обобщения. Идя этим путем, приходят к таким отвлеченным понятиям, как высота (не только гор и не какой-либо другой группы предметов, а любого предмета), цвет (не сахара, не листьев дуба, а как общее качество всех предметов).

Противоположным абстракции процессом является конкретизация. Это мысль о частном, которое соответствует определенному общему. В этих случаях мы не отвлекаемся от признаков, присущих данному частному, а мыслим его в многообразии характерных для него особенностей (рассматривая его, однако, как частный случай такого-то общего).

Страницы: 1 2 3 4 


Другое о педагогике:

Условия развития образовательной мотивации
На уровне работы педагога по развитию образовательной мотивации учащихся выделяются две группы условий: 1) условия деятельности педагога, способствующие повышению активности учащихся – профессиональная компетентность педагога, особенно в плане установления взаимоотношений с учащимися; педагогическа ...

Системы производственного обучения
Система образования в РФ представляет собой совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов, видов, систем, органов управ ...

Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития
Систематическая целенаправленная коррекционно-развивающая работа в условиях специальной школы способствует формированию учебной мотивации подростков с задержкой психического развития. Наиболее эффективным должно быть обучение, не ограничивающееся сообщением детям новых знаний и многократным повторе ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru