Мышление как познавательный психический процесс

Страница 3

Различаются два вида анализа: анализ как мысленное разложение целого на составляющие его части и анализ как мысленное выделение в целом его отдельных признаков, свойств или сторон. Можно мысленно разложить на части любые вещи, растения, животных, можно мыслить в отдельности о крышке, о ножке стола, о стебле, корне, цветке, о листьях растения, о голове, туловище, лапе животного.

Можно мысленно расчленить любую деятельность на отдельные действия или операции, мысленно выделить отдельные эпизоды в рассказе, отдельные мелодии в, музыкальном произведении, мысленно разбить любой процесс, любое событие на отдельные этапы, периоды.

В качестве примеров анализа как мысленного выделения отдельных признаков, свойств или сторон предметов можно принести описание цвета, величины, формы вещей, отдельных особенностей поведения или черт характера человека, особенностей языки литературного произведения, химических свойств любого вещества.

В противоположность анализу синтез есть мысленное соединение частей предметов или явлений или мысленное сочетание их признаков, свойств или и сторон. Так же как и анализ, синтез может осуществляться как при восприятии предметов или явлений, так и при представлении их в образной форме, равно как в процессе мысли о них. Так же как и в анализе, различаются два вида синтеза: синтез как мысленное объединение частей целого и синтез как мысленное сочетание различных признаков, свойств, сторон предметов и явлений действительности. Примерами первого могут служить мысленное конструирование любого механизма, продумывание композиции литературно-художественного произведения, мысленное представление незнакомых предметов, растении, животных по описанию их частей и т. д. Примером второго может быть мысленное представление любой вещи, любого явления на основании описания их отдельных признаков или свойств.

Являясь противоположными друг другу операциями, анализ и синтез в то же время неразрывно связаны между собой. При чтении выделяются отдельные фразы, слова, буквы в тексте и вместе с тем они непрерывно связываются друг с другом: буквы объединяются в слова, слова — в предложения, предложения – в те или иные разделы текста. В рассказе о любом событии мысленно вычленяются отдельные эпизоды и вместе с тем отмечается связь их друг с другом, зависимость одного от другого. И так происходит в любой умственной деятельности.

Свое начало анализ и синтез берут в практической деятельности. Энгельс, перечислял виды рассудочной деятельности, которые общи у нас с животными, указывает, что «уже разбивание ореха есть начало анализа», а синтез во время «хитрых проделок животного» есть начало последующих форм синтеза как мыслительной операции. С практического анализа и синтеза, т.е. с реального разложения вещи на ее части или соединения отдельных предметов в единое целое, начинаются анализ и синтез у детей. Лишь постепенно осмысливая то, что происходит с предметами при выполнении практических действий с ними – при разложении их на части или сочетании в единое целое, - ребенок овладевает анализом и синтезом как мыслительными операциями.

Но даже тогда, когда анализ и синтез совершаются уже как мыслительные операции, связь их с практической деятельностью сохраняется. Выполнение практических действий с предметами помогает мысленному расчленению или объединению их, является опорой анализа и синтеза как мыслительных операций. Особенно ярко это выступает у детей. Выше указывалось, что, когда ребенок учится считать, он широко пользуется на первых порах практическими действиями как опорой анализа: указывает пальцем на сосчитываемый предмет, откладывает его в сторону и т. п. Когда маленьким детям предлагают сложить разрезную картинку, они даже не пытаются делать это мысленно, а прикладывают по очереди одну ее часть к другой, практически пытаясь объединить их в единое целое. В трудных случаях анализа или синтеза сходное поведение наблюдается и у взрослых.

Важную роль при выполнении умственного анализа как разложения целого на части играет предварительное восприятие того, что надо выделить из целого, причем восприятие этой части в отдельности от целого. Равным образом и синтез «в уме» совершается легче, если до этого воспринималось то целое, которое надо затем мысленно составить из отдельных частей. В сложном узоре, чертеже, рисунке быстрее можно выделить мысленно ту или иную часть его, если до этого каждая деталь рассматривалась отдельно. Если надо собрать или мысленно представить какой-либо сложный механизм, то выполнить это легче, если этот механизм раньше уже воспринимался в собранном виде.

Мысленное выделение отдельных частей или свойств предметов дает возможность сравнивать их друг с другом: устанавливать сходство или различие между ними. Сравнение всегда производится в каком-либо определенном отношении: сравниваются предметы или явления всегда по тому или иному признаку, свойству их, по той или иной их особенности (по цвету, по форме, по скорости движения, по конструкции, по назначению предмета и т. п.). Чтобы сравнить что-либо с чем-то другим, надо выделить определенные признаки предметов, и только последовательно выделяя один признак за другим и устанавливая, как он представлен в каждом из сравниваемых объектов, можно определить, в чем предметы сходны и различны между собой. Вис последовательно выполняемого анализа сравнение как мыслительное действие осуществиться не может. Анализ – необходимая составная часть сравнения.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Группы уроков
1. Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок, построенный на инициативе учащихся, урок - общественный смотр знаний, урок-диспут, урок с применением компьютеров. 2. Уроки с использованием игровых ситуаций: урок - ролевая игра, урок-пресс-конференция, урок-соревнование, урок-КВН, уро ...

Создание предметно – развивающей среды для организации работы по развитию конструктивной деятельности в дошкольном возрасте
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования трактуют понятие "Предметная развивающая среда" как систему материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующую содержа ...

Специальное образование в Японии
Образование детей-инвалидов в Японии называлось «специальным образованием», но с 2007 года стал употребляться термин «специализированное образование». Все специальные школы, школы для слепых и глухонемых детей стали называться школами для детей со специализированными нуждами. Дети с тяжелыми наруше ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru