Развитие этических норм поведения у детей в условиях социального приюта «Ховрино»

Педагогическая теория » Этические нормы поведения в реабилитационной работе с детьми » Развитие этических норм поведения у детей в условиях социального приюта «Ховрино»

Страница 3

Цели занятия:

расширять знания детей о понятии “Этикет и его содержание”;

углубить и разнообразить сферу применения правил этикета в повседневной жизни;

формировать у детей навыки правильного поведения за столом.

Воспитание у детей нравственных чувств - сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у них этических представлений, обобщенных и дифференцированных (что значит быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким и т. п.). Методика формирования этих представлений должна основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или художественных произведений, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений. При этом важно, чтобы педагог развивал у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отразится на других. (Почему ты поступаешь так, а не по-другому? Почему нужно быть чутким, справедливым? И т. п.) Осознание детьми мотивов поступков способствует быстрому усвоению ими этических представлений и, следовательно, развитию чувств, правильному поведению.

Воспитание гуманных чувств находится в тесной зависимости не только от уровня этических представлений детей, но и от их способности эмоционально реагировать на различные события: радоваться, сопереживать, возмущаться и т. п.

Эмоциональное отношение к поступкам окружающих и своим появляется у детей в том случае, когда для них ясен смысл этих поступков, когда они видят определенное отношение к ним взрослых, а также в условиях самостоятельного общения друг с другом.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы.

Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.

Данная проблема особенно актуальна именно с детьми 10 – 15 лет. Все участники воспитательного процесса должны уделять большое внимание здоровью подростков как физическому, так и душевному для своевременного выявления различных отклонений и их профилактики. В этом возрасте организм подростка более уязвим и повышается риск соматических заболеваний, в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В этом возрасте происходит расширение социальных отношений, которые дают новый социальный опыт.

Работая с дезадаптированными детьми и подростками, воспитатели социального приюта «Ховрино» ориентируется на прагматизм повседневной жизни. Это помогает воспринимать ребенка в конкретном жизненном пространстве – в месте, где он живет, семье, где его поведение, связи, личностные особенности поддаются наблюдению, а условия жизни, взаимосвязь психологических, материальных, социальных факторов и проблем становятся гораздо понятнее, так как целостность бытия не замыкаются только на личности данного ребенка.

Нормы общечеловеческой морали призваны регулировать поведение людей, выражать направленность повседневного человеческого общения, ориентировать человека как сознательного субъекта поведения на дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другому, сочувствие и помощь по отношению к слабому, проявление великодушия, порядочности, благородства. Они против лживости, предательства, вероломства, грубости, высокомерия, трусости.

Задача программы реабилитации и нравственной развития детей группы риска в социальном приюте заключена в построении, теоретическом обосновании и методическом обеспечении целостной системы этического воспитания школьников, выявлении её гуманистического воспитательного потенциала в условиях обновления школы и социальных перемен в обществе.

Педагогическое решение задачи основано на рассмотрении этики как феномена воспитания, целью которого является актуализация нравственного потенциала личности, что имеет огромное значение на современном этапе общественной жизни.

Феномен этического воспитания может быть реализован через опосредованную роль воспитательных функций по отношению к личности: гуманизации, нравственного развития, самоопределения и самосовершенствования, актуализации нравственного потенциала, координации внутренних устремлений, активизации чувства собственного достоинства.

Действенность данных функций должна быть обеспечена приоритетностью гуманистического основания в содержании и методике целостной системы воспитания основ этической культуры школьников, взаимосвязью познавательных и формирующих средств воздействия, их эмоциональной насыщенностью, выраженной направленностью на субъектный подход и самоопределение личности.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Методика обучения двигательным действиям, предусмотренных школьной программой
Обучение двигательным действиям начинается с I класса. По мере обучения от класса к классу количество двигательных действий увеличивается, а их биомеханическая структура усложняется. Изученные двигательные действия могут переходить в элементы других, более сложных двигательных актов, использоваться ...

Контроль речевых умений
Правильно организованный контроль речевых умений (в том числе и в области говорения) дает учителю возможность рационально распределить учебное время, проверить эффективность упражнений, внести коррективы в тематический план, увидеть практические достижения отдельных учащихся и класса/группы в целом ...

Урок усвоения нового материала
Триединой целью такого урока является учебно-воспитательная задача этапа усвоения новых знаний комбинированного урока, ибо в его структуре этот этап занимает доминирующее положение по времени и объему, являясь главной и решающей частью урока. Все же другие этапы сокращены во времени и объеме, иногд ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru