Исследование обусловлено падением жизненного уровня значительного числа семей, ростом безработицы, ощущением утраты жизненных перспектив частью взрослого населения; выхолащиванием из педагогического процесса массовой школы воспитательной составляющей, формализацией отношений между школой и семьей, педагогами и учащимися, возведением искусственных барьеров между школой и детьми из неблагополучных семей; неадекватными проблемами количественных и качественных показателей развития системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, в том числе ее нового сегмента социозащитных служб современного типа. Эти службы призваны стать компенсаторным социальным институтом, выполняющим функции временного замещения семейного и школьного воспитания.
Отсутствие координации действий органов и учреждений, входящих в систему профилактики; ее неполный характер, выражающийся в слабом участии в этом процессе негосударственных организаций.
Действие этих и многих других факторов привело, во-первых, к ослаблению воспитательной функции семьи, асоциальному образу жизни значительной части родителей, снижению или полному прекращению их заботы о детях; во-вторых, к отсутствию целенаправленной работы системы образования по выявлению детей школьного возраста, не посещающих учебные заведения, равнодушию к судьбам детей из семей группы социального риска, сознательному «выдавливанию» их из стен школы; в-третьих, к невозможности достижения необходимого социального эффекта в деятельности системы профилактики детской безнадзорности.
Кардинальное решение этой важнейшей социальной проблемы, состояние которой является ярким показателем степени цивилизованности, гуманности и заботы о будущем любого современного государства и общества, у нас в стране возможно только при условии объединения усилий государственных и негосударственных структур. Масштаб их совместной деятельности должен охватывать весь спектр задач по преодолению детской безнадзорности и беспризорности как явлений, недопустимых в социальном государстве, которым, согласно Конституции, является Российская Федерация.
Социальный приют для детей и подростков - это государственное учреждение, призванное помогать детям, попавшим в сложные жизненные ситуации, оказавшимся без присмотра наедине с улицей. В чем заключается эта помощь?
Приют предоставляет проживание, уход и питание, медицинское обслуживание - в общем, возможность жить и учиться. Приют дает детям надежду на светлое и счастливое будущее. Но он не может дать того, что имеет наибольшее значение для ребенка - семью, маму и папу. Он лишь помогает найти тех людей, которые неравнодушны к судьбе брошенного ребенка, которые захотят взять его к себе, и подарить свою любовь и заботу.
К сожалению, эти поиски нечасто проходят успешно, и многие дети выходят в жизнь в одиночестве, без поддержки и совета близкого человека.
Разработанность темы. Проблема нравственного совершенствования человека в философском контексте отражена в трудах Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, П.А. Кропоткина, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского и др. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных педагогов, психологов по вопросам нравственного воспитания (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). Различные аспекты нравственного воспитания подрастающего поколения раскрыты в трудах Л.М. Архангельского, Е.В. Бондаревской, Н.И. Болдырева, Г.Н. Волкова, Б.З.Вульфова, В.А.Караковского, Б.Т.Лихачева, И.С.Марьенко, Е.Н. Медынского, Л.И. Рувинского, А.Н. Шемшуриной, М.И. Шиловой, Е.Н. Щурковой и др. Психологические аспекты данной проблемы исследуют работы Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, А.М. Прихожан, Л.С. Рубинштейна и др.
Проблематике взаимосвязи морали и поведения были посвящены работы С.Ф. Анисимова, В.И. Бакштановского, О.Г. Дробницкого, А.И. Титаренко.
О нравственном смысле этноэтикета и целостное рассмотрение нравственных его аспектов было изучено Л.В. Волченко. В ее работах содержится этический анализ таких явлений нравственной культуры, как деликатность, вежливость, тактичность, раскрывается значение этноэтикета для человеческого общения, осмысливается нравственный смысл стиля поведения, манер, а также дается определение правил поведения как естественно сложившихся требований общества к индивиду, передающихся по традиции в своих общечеловеческих формах и дополняемых каждым народом и национальной общностью, социальным слоем или группой специфическими, необходимыми именно этому социальному объединению нормами, выражающими особенности существования и общения людей в нем.
Цель работы – рассмотреть этические нормы поведения детей, находящихся в социальном приюте.
Объект исследования – дети, воспитывающиеся в приюте.
Предмет исследования – реабилитационная работа с детьми.
В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования были выделены следующие задачи:
Проанализировать особенности воспитания детей группы риска;
Изучить организацию реабилитационной работы с детьми группы риска;
Показать роль этических норм поведения в организации реабилитационной работы.
Другое о педагогике:
Возникновение и развитие ритмики и логоритмики
В начале 20-го века во многих странах Европы получила распространение система ритмического воспитания. Она стала известна под названием "метода ритмической гимнастики". Ее создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865 – 1950). Э. Жак-Далькроз преподавал в Женевско ...
Специфика преподавания сольфеджио в младших классах ДМШ
Данная глава посвящена сопоставительному анализу ряда аспектов преподавания сольфеджио на начальном этапе на основе учебного пособия А. Барабошкиной «Сольфеджио» для 1 и 2 классов ДМШ и учебного пособия «Мы играем, сочиняем и поем» для 1 и 2 классов ДМШ Ж. Металлиди и А. Перцовской. Оба эти пособия ...
Особенности формирования связной речи у детей с нормальным
речевым развитием
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения, осуществляется в диалоге и монологе. Она включает в себя совокупность сложных постепенно формирующихся операций, умений, навыков, обеспечивающих ...