Структура оздоровительной работы детского сада

Страница 1

В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны. Зачинателем междисциплинарного направления в оздоровлении дошкольников являлся российский ученый-педиатр и педагог Змановский Ю.Ф.

Названному направлению присущи следующие черты:

1. В его центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития

2. Здоровый ребенок рассматривается как целостный телесно-духовный организм.

3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.

4. Ключевым, системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход

Все выше сказанные направления "Педагогики оздоровления" нашли отражение в системе оздоровительной работы ДОУ

Система развития воображения через особые формы двигательной активности имеет оздоровительный эффект влияя на психосоматическое состояние ребенка. Исходя из этого, средства развития воображения включаются в структуру оздоровительной работы. Новым звеном такой работы становится проектирование условий развития двигательного творчества детей. При этом активно используются нетрадиционные формы оздоровления игры и драматизации с медитацией и релаксационной ориентацией, элементы йоги, дыхательной и звуковой гимнастики, точечного массажа, гимнастики для глаз. Занятия проводятся в игровой форме. Строя и выполняя специфические упражнения, дети не просто создают некоторые образы, но и по особому "входят" вживаются в них. Создаваемые силой детского воображения образы - это не просто условность. Если ребенок действительно вошел в образ, то этот образ "материализуется" в его психосоматический состояниях, начинает влиять на их динамику, участвует в коррекции функциональных систем детского организма. Символический по своей природе образ обладает не эффективной реальной энергетичной силой. Так же и сопряженное с ним движение не просто условно выражают добро, а реально творят его по этому на занятиях широко используется оздоровительный потенциал эмоционально-тактильного контакта ребенка с педагогом, с другими детьми, с самим собой. Включая в работу с детьми средства развития воображения можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний ОРЗ, диатеза, заболеваний почек

В процессе игровой психогимнастики, когда дети вызывают у себя различные ощущения, типа "тепло-холод", они при посредстве собственного воображения овладевают навыками самопроизвольной терморегуляции организма. Например, воспитатель указывает детям на ребенка, испытывающего дискомфорт. Дети желающие помочь товарищу прикладывают к больному месту ребенка свои ладошки и начинают прогревать ими больное место срабатывает эффект эмоциональной отдачи и ребенок действительно начинает чувствовать себя лучше. При проведении игр с элементами массажа происходит целенаправленное воздействие на биологически активные точки кожи. Но в отличие от ситуаций применения широко известного метода лечения (акупунктуры) ребенок здесь не просто "работает", а играет своим телом. Он мнет, разглаживает, "лепит" свое тело, словно ваятель, как бы заново создавая его "по законам красоты". Полная уверенность в том, что он действительно творит что то новое и прекрасное, способствует развитию чувства любви к собственному телу, внимательного и бережного отношения к нему. При условии их систематического включения в содержание педагогической работы закладывается и элементы фундаментальной способности ребенка к самосозиданию и самопознанию, у детей воспитывается стремление "творить добро ради добра" (Н.К. Рерих). На сходных принципах организуется работа особых оздоровительных процедур: контрастные воздушные ванны, хождения босиком. Так, при полоскании горла кипяченной водой или ее питье более эффективно с точки зрения закаливания, когда дети в игре предварительно "заряжают" жидкость руками, желая себе здоровья. Все используемые методики проводятся в игровой форме. Данные мероприятия проводятся под контролем медицинского персонала, ежемесячным анализом заболеваемости и эффективности проводимых процедур.

С этих позиций коллектив детского сада считает, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, спланированная систематическая работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

Основные направления работы по физическому оздоровлению в ДОУ

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов
Специальная педагогика как любая фундаментальная наука имеет свою историю становления и развития. Исследование эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии с античных времен до наших дней позволило выделить переломные моменты, разграничивающие пять периодов эволюции. ...

Типология учебных телекоммуникационных проектов
Знание типологии проектов поможет учителям при разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах. К типологи­ческим признакам можно отнести: 1.Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, при­ключенческий и т.д. 2.Доминирующий в проекте содержательны ...

Классификация тестов
Различают: 1. По процедуре создания: -стандартизированные; - не стандартизированные. 2. По средствам предъявления: - бланковые; - предметные; - аппаратурные; - практические; - компьютерные. 3. По направленности: - тесты интеллекта; - личностные; - тесты достижений. 4. По характеру действий: - верба ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru