Исследование проводилось в марте-мае 2005 года в гимназии №10 города Дивногорска. Было опрошено 3 параллели 9-х классов (90 человек), 50 родителей и 31 педагог данного образовательного учреждения.
Все анкеты содержали три общих вопроса для трех категорий респондентов. Родители и педагоги рассматривались нами как те референтные лица, которые, имея некоторые представления о профильном обучении, могут прямо или косвенно влиять на предпочтение ребенком одной альтернативы перед другой. Нами была поставлена задача выяснить, на что (какие критерии) опираются девятиклассники, осуществляя выбор профиля. Для родителей и педагогов этот вопрос ставился с целью выяснения их представлений о том, какое основание выбора они считают наиболее целесообразным в выборе ребенком профиля обучения. Исходя из выявленных оснований выбора, нами были выделены следующие модели выбора профиля.
1. Выбор из прошлого. Здесь критерием (основанием) выбора является успех/неуспех по предметам представленных в том или ином профиле обучения. Сознание индивида в данном случае пребывает в прошлом и именно там ищет пищу для размышлений. Примеры ответов: «… я хорошо занимаюсь по предметам этого профиля», «… у меня есть определенные достижения по этим предметам».
2. Выбор из будущего. Здесь критерием (основанием) выбора является возможность решение задач, которое позволит приблизиться к достижению цели, находящейся в перспективе будущего. Сознание индивида в данном случае пребывает в будущем, откуда и выстраивает действия для его (образа будущего) осуществления. Примеры ответов: «… потому что собираюсь поступать в учебное заведение, где нужно сдавать предметы из этого профиля», «… предметы, которые изучаются в этом профиле, наиболее активно развиваются в настоящее время», «… мне нужно подтянуть предметы из этого профиля».
3. Выбор из настоящего. Критерием выбора является наличие актуального интереса, потребности в его удовлетворении. Здесь сознание находится в настоящем, в поиске удовлетворения этой потребности. В нашем случае, перспектива будущего у подростка не выходит за пределы двух последующих лет обучения. Примеры ответов: «Мне интересны предметы из этого профиля».
4. Формально осуществленный выбор. Основанием выбора профиля является ориентация на других людей. Примеры таких ответов: «… потому что этот профиль выбрали мои друзья», «… потому что родители педагоги посоветовали выбрать этот профиль».
5. Отсутствие выбора. В данном случае сам факт принятия решения в предпочтении той или иной альтернативы отсутствует. Человек признается, что еще не выбрал профиль.
В анкетах родителей и педагогов вопросы были составлены таким образом, чтобы можно было соотнести их с представленными нами моделями выбора и выявить, какие из них, являются для взрослого окружения наиболее предпочтительными и целесообразными.
Второй общий вопрос анкеты был составлен, для выявления трудностей с которыми столкнулся девятиклассник, в процессе осуществления выбора профиля. На наш взгляд, этот вопрос позволяет выявить, как основные пробелы в предпрофильной подготовке, так и степень осознаваемости девятиклассником всей серьезности осуществляемого выбора. Потому как осознание субъектом собственных дефицитов, затрудняющих осуществление выбора, является качественным показателем внутренней работы по поиску оснований выбора. Для родителей и педагогов второй общий вопрос был сформулирован для того, чтобы выявить, с точки зрения жизненного опыта первых, и профессионального опыта вторых, какие факторы (внешние и внутренние), затрудняют осуществление ребенком ответственного выбора в данный жизненный отрезок. На наш взгляд, второй общий вопрос дает нам представления 3-х групп респондентов о том, какие ресурсы необходимы для того, чтобы оптимизировать осуществление выбора профиля в конце девятого класса. Были выделены следующие категории трудностей:
Другое о педагогике:
Разработка концепции курса
В результате анализа существующих аналогов учебных программ сделан вывод, что в существующем курсе по дисциплине «Формообразование» не выстроен в полной мере логический переход от изучения плоских композиций к работе с объемом в пространстве. Необходимость данного перехода обусловлена в целом межпр ...
Методика обучения лыжной подготовке
Правильно организованные занятия по лыжной подготовке эффективно влияют на развитие физических способностей школьников, укрепление их здоровья и повышение устойчивости к простудным заболеваниям. Подготовка к занятиям проводится заблаговременно как со школьниками, так и с родителями, которых необход ...
Результаты опытно-экспериментальной работы с младшими школьниками
Обобщая результаты экспериментальных исследований по апробации методов освоения русского музыкально-поэтического фольклора в процессе элементарного музицирования в 1 классе, мы пришли к следующим выводам: На начальном этапе обучения развитие творческих способностей к музыке учащихся ЭК не шло быстр ...