Описание процедуры исследования

Страница 1

Исследование проводилось в марте-мае 2005 года в гимназии №10 города Дивногорска. Было опрошено 3 параллели 9-х классов (90 человек), 50 родителей и 31 педагог данного образовательного учреждения.

Все анкеты содержали три общих вопроса для трех категорий респондентов. Родители и педагоги рассматривались нами как те референтные лица, которые, имея некоторые представления о профильном обучении, могут прямо или косвенно влиять на предпочтение ребенком одной альтернативы перед другой. Нами была поставлена задача выяснить, на что (какие критерии) опираются девятиклассники, осуществляя выбор профиля. Для родителей и педагогов этот вопрос ставился с целью выяснения их представлений о том, какое основание выбора они считают наиболее целесообразным в выборе ребенком профиля обучения. Исходя из выявленных оснований выбора, нами были выделены следующие модели выбора профиля.

1. Выбор из прошлого. Здесь критерием (основанием) выбора является успех/неуспех по предметам представленных в том или ином профиле обучения. Сознание индивида в данном случае пребывает в прошлом и именно там ищет пищу для размышлений. Примеры ответов: «… я хорошо занимаюсь по предметам этого профиля», «… у меня есть определенные достижения по этим предметам».

2. Выбор из будущего. Здесь критерием (основанием) выбора является возможность решение задач, которое позволит приблизиться к достижению цели, находящейся в перспективе будущего. Сознание индивида в данном случае пребывает в будущем, откуда и выстраивает действия для его (образа будущего) осуществления. Примеры ответов: «… потому что собираюсь поступать в учебное заведение, где нужно сдавать предметы из этого профиля», «… предметы, которые изучаются в этом профиле, наиболее активно развиваются в настоящее время», «… мне нужно подтянуть предметы из этого профиля».

3. Выбор из настоящего. Критерием выбора является наличие актуального интереса, потребности в его удовлетворении. Здесь сознание находится в настоящем, в поиске удовлетворения этой потребности. В нашем случае, перспектива будущего у подростка не выходит за пределы двух последующих лет обучения. Примеры ответов: «Мне интересны предметы из этого профиля».

4. Формально осуществленный выбор. Основанием выбора профиля является ориентация на других людей. Примеры таких ответов: «… потому что этот профиль выбрали мои друзья», «… потому что родители педагоги посоветовали выбрать этот профиль».

5. Отсутствие выбора. В данном случае сам факт принятия решения в предпочтении той или иной альтернативы отсутствует. Человек признается, что еще не выбрал профиль.

В анкетах родителей и педагогов вопросы были составлены таким образом, чтобы можно было соотнести их с представленными нами моделями выбора и выявить, какие из них, являются для взрослого окружения наиболее предпочтительными и целесообразными.

Второй общий вопрос анкеты был составлен, для выявления трудностей с которыми столкнулся девятиклассник, в процессе осуществления выбора профиля. На наш взгляд, этот вопрос позволяет выявить, как основные пробелы в предпрофильной подготовке, так и степень осознаваемости девятиклассником всей серьезности осуществляемого выбора. Потому как осознание субъектом собственных дефицитов, затрудняющих осуществление выбора, является качественным показателем внутренней работы по поиску оснований выбора. Для родителей и педагогов второй общий вопрос был сформулирован для того, чтобы выявить, с точки зрения жизненного опыта первых, и профессионального опыта вторых, какие факторы (внешние и внутренние), затрудняют осуществление ребенком ответственного выбора в данный жизненный отрезок. На наш взгляд, второй общий вопрос дает нам представления 3-х групп респондентов о том, какие ресурсы необходимы для того, чтобы оптимизировать осуществление выбора профиля в конце девятого класса. Были выделены следующие категории трудностей:

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста
Изобразительное искусство - это отражение окружающей действительности художником в художественных образах и выражение своего отношения к жизни средствами формы, цвета, композиции. Подлинный эстетический вкус у дошкольников мы можем воспитывать путем отбора объектов, наиболее близких для детского во ...

Дидактические игры на уроках английского языка
В настоящее время основным принципом работы современного педагога является не только целенаправленное воздействие на каждого обучаемого, его личностные установки, но и оптимизация совместной деятельности учащихся. Именно учебно-дидактические игры оказывают при этом большую роль. Они активизируют уч ...

Понятие "культуры здоровья" в психолого-педагогической литературе
Здоровье - это нормальная функция организма на всех уровнях его организации. При таком подходе нормальное функционирование организма в целом является одним из основных элементов понятия "здоровье". Для всех характеристик человеческого организма (анатомических, физиологических, биохимическ ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru