Описание процедуры исследования

Страница 1

Исследование проводилось в марте-мае 2005 года в гимназии №10 города Дивногорска. Было опрошено 3 параллели 9-х классов (90 человек), 50 родителей и 31 педагог данного образовательного учреждения.

Все анкеты содержали три общих вопроса для трех категорий респондентов. Родители и педагоги рассматривались нами как те референтные лица, которые, имея некоторые представления о профильном обучении, могут прямо или косвенно влиять на предпочтение ребенком одной альтернативы перед другой. Нами была поставлена задача выяснить, на что (какие критерии) опираются девятиклассники, осуществляя выбор профиля. Для родителей и педагогов этот вопрос ставился с целью выяснения их представлений о том, какое основание выбора они считают наиболее целесообразным в выборе ребенком профиля обучения. Исходя из выявленных оснований выбора, нами были выделены следующие модели выбора профиля.

1. Выбор из прошлого. Здесь критерием (основанием) выбора является успех/неуспех по предметам представленных в том или ином профиле обучения. Сознание индивида в данном случае пребывает в прошлом и именно там ищет пищу для размышлений. Примеры ответов: «… я хорошо занимаюсь по предметам этого профиля», «… у меня есть определенные достижения по этим предметам».

2. Выбор из будущего. Здесь критерием (основанием) выбора является возможность решение задач, которое позволит приблизиться к достижению цели, находящейся в перспективе будущего. Сознание индивида в данном случае пребывает в будущем, откуда и выстраивает действия для его (образа будущего) осуществления. Примеры ответов: «… потому что собираюсь поступать в учебное заведение, где нужно сдавать предметы из этого профиля», «… предметы, которые изучаются в этом профиле, наиболее активно развиваются в настоящее время», «… мне нужно подтянуть предметы из этого профиля».

3. Выбор из настоящего. Критерием выбора является наличие актуального интереса, потребности в его удовлетворении. Здесь сознание находится в настоящем, в поиске удовлетворения этой потребности. В нашем случае, перспектива будущего у подростка не выходит за пределы двух последующих лет обучения. Примеры ответов: «Мне интересны предметы из этого профиля».

4. Формально осуществленный выбор. Основанием выбора профиля является ориентация на других людей. Примеры таких ответов: «… потому что этот профиль выбрали мои друзья», «… потому что родители педагоги посоветовали выбрать этот профиль».

5. Отсутствие выбора. В данном случае сам факт принятия решения в предпочтении той или иной альтернативы отсутствует. Человек признается, что еще не выбрал профиль.

В анкетах родителей и педагогов вопросы были составлены таким образом, чтобы можно было соотнести их с представленными нами моделями выбора и выявить, какие из них, являются для взрослого окружения наиболее предпочтительными и целесообразными.

Второй общий вопрос анкеты был составлен, для выявления трудностей с которыми столкнулся девятиклассник, в процессе осуществления выбора профиля. На наш взгляд, этот вопрос позволяет выявить, как основные пробелы в предпрофильной подготовке, так и степень осознаваемости девятиклассником всей серьезности осуществляемого выбора. Потому как осознание субъектом собственных дефицитов, затрудняющих осуществление выбора, является качественным показателем внутренней работы по поиску оснований выбора. Для родителей и педагогов второй общий вопрос был сформулирован для того, чтобы выявить, с точки зрения жизненного опыта первых, и профессионального опыта вторых, какие факторы (внешние и внутренние), затрудняют осуществление ребенком ответственного выбора в данный жизненный отрезок. На наш взгляд, второй общий вопрос дает нам представления 3-х групп респондентов о том, какие ресурсы необходимы для того, чтобы оптимизировать осуществление выбора профиля в конце девятого класса. Были выделены следующие категории трудностей:

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Безопасность проекта
Изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых протекает труд человека - одна из наиболее важных задач в разработке новых технологий и систем производства. Изучение и выявление возможных причин производственных несчастных случаев, профессиональных забо ...

Разложение или повторное использование отходов
Для изготовления всякой вещи, включая предметы из пластмассы, требуется энергия. Часть энергии идет на производство собственно материала, в данном случае полимера, остальное требуется для переработки, то есть изготовления конечного изделия. Основная часть энергия тратится на производство пластмассы ...

Роль и значение экспериментальных заданий в школьном курсе физики
Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», 1938), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает осталь ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru