Элективные курсы в современной школе

Страница 4

Методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Ведущее место в обучении на элективном курсе следует отвести методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. К ним относят:

проблемный рассказ, когда учитель в ходе изложения учебного материала доказывает, анализирует и обобщает факты, помогая учащимся активизировать свою мыслительную деятельность;

эвристическая и проблемно-поисковая беседа, когда учитель ставит перед учащимися ряд последовательных и взаимосвязанных между собой вопросов, отвечая на которые они должны высказать некоторые предположения и попытаться их доказать;

исследовательские лабораторные работы. Они проводятся до изучения теории и ставят учеников перед необходимостью сделать некоторые учебные «открытия»;

проблемно-поисковые упражнения чаще применяются в том случае, когда ученики могут самостоятельно по заданию учителя выполнять определенные виды действий. В процессе решения практических задач ученики не применяют, а именно усваивают новые элементы знаний, которые потом осмысливают и применяют на практике и др. методы.

Значительной должна быть доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации.

При определении форм учебных занятий следует исходить, прежде всего, из специфических целей курса. Поскольку в принципе не исключается изучение элективного курса даже одним учащимся, необходимо предусмотреть варианты изучения, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

В то же время, если содержание курса может быть освоено только в групповых или коллективных формах, то следует оговорить минимальную численность учебной группы.

Важно предусмотреть использование таких методов и форм обучения, которые давали бы представление учащимся об условиях и процессах будущей профессиональной деятельности в соответствии с выбранным профилем.

Л.В. Федяева предлагает применять активные методы работы, что позволяет повысить у учащихся интерес к предмету, улучшить взаимодействие между учащимися на занятии и, следовательно, сделать проведение элективного курса наиболее эффективным. Л. В. Федяева предлагает использовать следующие методы.

Метод проектов

В методической литературе под проектом подразумевают «специально организованный учителем и самостоятельно выполненный учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта», а под методом проектов - «технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося» .

В настоящее время метод проектов - это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующий проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Метод проектов предусматривает использование разнообразных методов и средств обучения конкретному предмету и необходимость интегрирования знаний и умений из различных областей. Итогом выполненной работы является конкретный продукт: если перед учеником была поставлена теоретическая проблема, ее решение должно быть оформлено в виде информационного продукта, если чисто практическая - итогом должен стать конкретный продукт, готовый к потреблению.

При этом установлено, что метод проектов позволяет наименее ресурсозатратными способами создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным. По своей сути проектирование - вид деятельности, который характеризуется как способ планирования и осуществления запланированного.

Проектная деятельность включает следующие этапы:

• разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);

• реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);

• оценка результатов проекта.

Метод проектов - это педагогическая технология и поэтому требует следования логике и принципам проектной деятельности. Работу над проектом можно разбить на пять этапов, соответствующим этапам продуктивной познавательной деятельности:

1) проблемная ситуация;

2) проблема, заключенная в ней и осознанная человеком;

3) поиск способов разрешения проблемы;

4) решение;

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Принципы и содержание современного высшего гуманитарного образования
В настоящее время много говорится о том, что традиционных методов обучения недостаточно для получения качественного образования учащимися, но в то же время в высших учебных заведениях ничтожно мало количество дисциплин, которые бы преподавались в другой, качественно иной форме. Введение новых предм ...

Революционный перелом университета
Революция 1917 года оставила противоречивый след в судьбе высшей школы. Еще больше усилилась демократизация. Отменили оплату за обучение, студентам выплачивались государственными стипендиями. С 1919 года университет полностью был на государственном финансировании. С этого же года в университете соз ...

История развития первых университетов
Средневековье знало три вида школ. Низшие школы, образовавшиеся при церквях и монастырях, ставили целью подготовить элементарно грамотных духовных лиц — клириков. Главное внимание обращалось в них на изучение латинского языка (на котором велось католическое богослужение), молитв и самого порядка бо ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru