Особенности современного этапа подготовки кадров для социальной работы

Педагогическая теория » Система профессиональной подготовки социального работника » Особенности современного этапа подготовки кадров для социальной работы

Страница 1

Энергичное введение и бурное развитие системы социальных служб и профессии социального работника поставили перед руководителями органов социального управления и учреждений социального обслуживания сложную проблему обеспечения квалифицированными кадрами создаваемых в достаточно быстром темпе структур оказания помощи ущемленным категориям населения. С другой стороны, затяжной спад в промышленности и сельском хозяйстве, длительный коллапс многих, в том числе градообразующих, высокотехнологических предприятий, свертывание развитой прежде социальной инфраструктуры, связанной с крупными производствами, привели к безработице или угрозе безработицы многих грамотных и квалифицированных сотрудников этих стагнирующих производств.

В результате социальная сфера обогатилась высокообразованными, с хорошим опытом коммуникативной деятельности, устойчивой положительной мотивацией кадрами, у которых, к сожалению, образование сугубо технического или, во всяком случае, не социального профиля. С наличием же специализированной подготовки связано условие эффективности деятельности социальных служб, возможность применения современных социальных технологий. Преданные своему делу, бескорыстные, с прекрасной нравственной установкой сотрудники, тем не менее, нередко очень мало знают об имеющихся возможностях оказания специализированной помощи детям с ограниченными возможностями, инвалидам, семьям и т.д. и при больших моральных и физических затратах получают весьма скромные результаты.

Кроме общественной значимости проблема профессиональной квалификации имеет еще существенное личностное значение. Отсутствие документа о профильном образовании препятствует должностному росту сотрудников, не позволяет надеяться на повышение несправедливо низкой заработной платы. Кроме того, разворачивающаяся деятельность по лицензированию учреждений социального обслуживания и по аттестации социальных работников может поставить сотрудников без специального образования в трудное положение.

Потребность в развертывании максимально широкой системы подготовки и переподготовки кадров для социальной работы существует объективно. Ведь несмотря на быстрый рост силами действующих в настоящее время вузов ликвидировать дефицит специалистов для существующих социальных служб можно только за десятки лет. Кроме того, быстрое приращение знаний в системе дисциплин, входящих в курс социальной работы, обусловливает необходимость регулярной профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров.

Но эта объективная потребность актуализируется в период, далеко не благоприятный для развития образования. Финансово-экономические трудности федеральных и региональных органов власти и управления заставляют их сокращать выделение средств на науку и образование, и даже выделенные на бумаге деньги в реальности поступают далеко не всегда. Рост тарифов на транспортные и коммунально-бытовые услуги резко сокращает для обучающегося свободу выбора учебного заведения: территориальная доступность превращается в важнейший фактор, ибо плата за общежитие, расходы на транспорт становятся чрезмерными.

Абитуриенты и студенты рационализируют свое поведение, стремясь выбрать учебное заведение, в котором получить диплом можно было бы быстрее и без излишних затрат. К сожалению, коммерциализация образования распространяется все шире, и в связи с этим право на получение не только высшего, но и среднего специального образования, а в ряде случаев также и среднего образования, оказывается связанным с социальной принадлежностью учащегося или его семьи, с их денежной состоятельностью.

Угроза безработицы двояко влияет на состояние дел с образованием. С одной стороны, в обществе укоренился страх потери рабочего места; поэтому желающих оставить хорошую работу на достаточно длительный срок обучения по дневной форме оказывается не так много. С другой стороны, в стране уже получила распространение своеобразная социальная технология избежания безработицы, когда молодые люди (разумеется, при наличии поддержки близких) учатся в вузах не столько потому, что целеустремленно собираются получить любимую или хотя бы приемлемую профессию, сколько потому, что это способ проведения времени «до лучших времен» — студент считается не безработным, а лицом, имеющим вполне респектабельный статус.

Распространение форм вечернего и заочного обучения свидетельствует о возрождении интереса к учебе и потребности в ней — ведь те, кто выбрал такой вид обучения, не получают никаких дополнительных привилегий, а на себя берут достаточно серьезные обязательства. Например, выезд на сессию и проживание в гостинице или общежитии чрезвычайно обременительны для бюджета студента. Однако, к сожалению, здесь есть свои противоречия, также обусловленные моментом.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Классификация тестов
Различают: 1. По процедуре создания: -стандартизированные; - не стандартизированные. 2. По средствам предъявления: - бланковые; - предметные; - аппаратурные; - практические; - компьютерные. 3. По направленности: - тесты интеллекта; - личностные; - тесты достижений. 4. По характеру действий: - верба ...

Драматизация как средство обучения английскому языку
В целях интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком ученые, методисты, учителя ведут активный поиск средства повышения эмоционального фона урока, вызывающих и поддерживающих интерес к обучению, позволяющих учащимся «проявить себя», самоутвердиться, испытать чувство успеха. Од ...

Драматизация на начальном этапе обучения
Применение драматизации в младших классах особо актуально. Учитывая тот факт, что на начальном этапе обучения заинтересованность детей в предмете играет особую роль, попытаемся решить проблему заинтересованности с помощью драматических постановок на английском языке. Драматизация помогает сделать п ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru