Основы индивидуального подхода на занятиях по развитию речи в средней группе детского сада

Педагогическая теория » Идивидуальный подход к детям в процессе занятий по развитию речи » Основы индивидуального подхода на занятиях по развитию речи в средней группе детского сада

Страница 1

Как мы уже говорили, индивидуальный подход к детям имеет огромное значение особенно на занятиях, однако только в связи со всеми принципами воспитания и обучения дошкольников.

Принципы дошкольного обучения.

Принцип воспитывающего обучения

Правильно организованный процесс обучения влияет на формирование личности ребёнка в целом.

Принцип развивающего обучения

Требует ориентации процесса обучения на потенциальные возможности ребёнка.

Принцип наглядности

обучения

Выражает «золотое правило» дидактики, сформулированное Я.А. Коменским: «Всё, насколько возможно представлять ощущениям, а именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, нюхательное – нюху, вкусовое – вкусу, ощутимое прикосновением – прикосновению, а если что-то может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то должно одновременно подавать несколько чувств».

Принцип научности и доступности.

Ребёнок должен усваивать реальные знания, которые правильно отображают действительность и не противоречат научному толкованию понятий, явлений. В обучении нужно идти от простого к сложному, от известного к неизвестному.

Принцип сознательности и активности.

Связанный с использованием таких методов, которые дают возможность ребёнку стать действительным субъектом процесса познания.

Принцип систематичности и последовательности.

Обеспечивается рациональным планированием, обозначением количества познавательного материала разного содержания и установлением логической последовательности в подаче его детям, в характере повторений того, что изучается, с целью улучшения его усвоения.

Принцип позитивной мотивации обучения.

Создание позитивного эмоционального климата, гуманных отношений педагога и детей в процессе обучения, атмосферы делового сотрудничества.

Принцип индивидуального подхода.

Изучение и учёт индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка с целью всестороннего развития детей.

Хотя занятия занимают небольшую часть общего бюджета времени пребывания ребёнка в детском саду, но их воспитательное значение велико.

«…Учение есть индивидуальная деятельность детей, - писала А.П. Усова. – Здесь каждый ребёнок проделывает определённую умственную или физическую работу индивидуально. Для той или иной работы тратятся индивидуальные усилия. Поэтому необходимо рассматривать процесс обучения во взаимодействии индивидуальных усилий и усилий детского коллектива».

Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребёнка, которая находит своё выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.

Индивидуальными особенностями детей следует руководствоваться при рассаживании их на занятиях, при определении каждому места за столом. При этом нужно учитывать особенности их физического развития, и своеобразие психического развития, и поведения. Если у ребёнка пониженный слух или зрение, то его надо обязательно посадить поближе к воспитателю. Постоянного внимания воспитателя требуют и очень подвижные дети, непоседы. Их тоже следует посадить поближе. Недалеко от воспитателя должны сидеть и тихие, пассивные, молчаливые ребята. При рассаживании необходимо учитывать также дружеские взаимоотношения детей, но всё-таки в первую очередь руководствоваться педагогическими ценностями, подбирать соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга.

При общении с детьми в быту, в играх, на занятиях педагог непременно обнаруживает особенности их речевого развития: образность и выразительность или, наоборот, невыразительность языка; навыки связной речи или неумение связно выразить свою мысль, богатство или бедность словарного запаса; недостатки произношения отдельных звуков. Индивидуальный подход на специальных занятиях позволяет воспитателю исправить недостатки речевого развития детей, способствует усвоению лексических единиц родного языка и повышению речевой активности детей.

На занятиях по развитию речи педагог должен учитывать индивидуальный уровень развития речи детей, возрастные, физиологические и психологические особенности, поведенческие особенности. Поэтому детей можно разделить на активных и пассивных.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Создание предметно – развивающей среды для организации работы по развитию конструктивной деятельности в дошкольном возрасте
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования трактуют понятие "Предметная развивающая среда" как систему материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующую содержа ...

Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы
Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе р ...

Сущность и содержание нравственно-трудового воспитания дошкольников
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в мален ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru