Взаимосвязь оценки учителя и самооценки школьника

Страница 5

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, она – важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.

2. История педагогической оценки берет свои истоки с далекой древности, однако, она практически не исследована. Началом развития школьного оценивания считается введение первой балльной системы оценок в Германии.

В отечественной педагогике одним из выдающихся событий решения педагогических проблем, связанных с оценкой были педагогические слушания по вопросам выражения школьной оценки в Петербургском педагогическом товариществе с 1873 по 1875 год. Много известных педагогов, психологов и методистов высказывали свое мнение, предлагали свои идеи по поводу надобности или ненужности оценки в учебном процессе, создавали авторские школы со своей системой оценивания. Тем не менее, в Российской Империи, в состав которой входила и Украина, всегда существовала балльная система оценивания, но критерии ее были на разных этапах развития не одинаковы. Знания, умения и навыки учеников определялись по 3-, 5-, 12-, 60- и 100-балльным системам.

Между тем, при наличии такого разнообразия выставления баллов в отечественной педагогике наблюдается период, когда была провозглашена постановлением Наркомпроса отмена оценок. Однако это повлекло ряд нежелательных последствий. И в 1933 году постановкой ЦК ВКП(б) школьная оценка была реабилитирована.

Реформы, проводимые в сфере образования в Украине, установили определенные критерии оценивания учебных достижений учеников. Ныне учебная деятельность школьников оценивается по 12-балльной системе.

3. Существуют разные виды педагогических оценок, которые позволяют более разнообразно, тактично и точно оценивать знания, умения и навыки учеников в учебной деятельности: предметные, персональные, материальные, моральные, результативные, процессуальные, количественные и качественные. Также в педагогике выделяют оценки в ситуации опроса: опосредованная, неопределенная, замечание, отрицание, согласие, одобрение, порицание, ирония, упреки, нотация, одобрение, подкрепление и наказание.

4. Психологами и педагогами были разработаны психолого-педагогические требования к оценочной деятельности учителя. Этим требованиям должны подчиняться все педагоги при оценивании учеников разных возрастных периодов. Оценка педагога должна быть: объективной, адекватной, мотивированной, критической, стимулирующей, дифференцированной, заинтересованной, выразительной, понятной, уважительной.

5. Оценка учителя имеет значительное влияние на формирование самооценки ученика. Ориентируясь на оценки учителя, дети сами распределяют себя и своих одноклассников на группы тех, кто учится на высоком, среднем, достаточном, низком уровне, старательных или нестарательных и т.д.

Успехи, неудачи в учении, оценка учителем результатов учебного труда ученика определяют и отношение ребенка к самому себе.

Доказано, что человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но равнодушие и когда его труд игнорируют, не замечают угнетающе и отрицательно действует на человека.

Поэтому очень важно знать самооценку каждого ученика, здесь немаловажное значение имеет дифференцированный подход к учащимся. Неправильно поставленная учителем оценка может повлечь за собой ряд неблагоприятных последствий. В частности формирование низкой или неадекватной самооценки у школьников.

6. Для выявления самооценки детей разного возрастных групп предоставляются некоторые методики, определяющие уровень сформированности у детей оценки себя. Такими методиками являются: Тест "Лесенка" (4 – 6 лет), тест "Оцени себя", (7 – 10 лет), методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан (10 – 16 лет).

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другое о педагогике:

Структурность современного мирового образовательного пространства
Мировое образование полиструктурно: для него характерны пространственная (территориальная) и организационная структуры. Полиструктурность мирового образования позволяет осуществить анализ метаблоков, макрорегионов и состояния образования в отдельных странах. В мире выделяют типы регионов по признак ...

Анализ работ психологов по вопросу физиологических особенностей детей 4 – 5 лет
А.В. Петровский считал, что факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии индивид. Индивидом можно называть взрослого человека, идиота и младенца. Однако только первый из них является личностью, т.е. социальным существом, включённым в общественные отношения и являющимся деятелем об ...

От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей
В период с ХII по ХVIII в. западноевропейские государства прошли путь от инициатив отдельных монархов и городских властей в деле создания разного рода богоугодных и лечебных заведений, где лица с умственными и физическими отклонениями могли иногда получать помощь, до создания системы светских (част ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru