Взаимосвязь оценки учителя и самооценки школьника

Страница 4

Влияние оценок учителя на формирование личности ребенка, на его отношение к себе, к другим и других к нему трудно переоценить.

Система оценок, которая в учебно-воспитательном процессе служит главным средством воздействия учителя на учащихся, является, таким образом, гораздо более сложным, мощным и тонким орудием, чем это обычно предполагается.

Используя ту или иную меру воздействия, воспитатель, по утверждению К.Д. Ушинского, должен представить себе ее психологическую основу, т.е. действовать не вслепую, а знать, на что она рассчитана и чего он от нее ждет.

Оценочные баллы, которые выставляет учитель, должны соответствовать действительным знаниям детей. Однако в оценке знаний учащихся требуется педагогический такт. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз.

Самооценка является необходимым компонентом развития самосознания, то есть осознание человеком самого себя, своих способностей и возможностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Самооценка начинает формироваться в младшем школьном возрасте и меняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Поэтому важно, чтоб у ученика развивалась объективная и содержательная оценка себя, которая является частью фундамента для развития дальнейшего самопознания и самообразования. На становление самооценки огромное влияние оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности. Таким образом, для формирования объективной и содержательной самооценки младшего школьника учителю необходимо осуществлять целенаправленную работу с родителями.

Формирование учебной самостоятельности школьника невозможно без сформированности у него навыков учебной деятельности, значимым и обязательным условием которой являются контроль и оценка. В целом, самооценка сопровождает весь ход учебно-познавательной деятельности.

Также немаловажное значение в формировании оценки себя имеет воздействие определенного жизненного опыта, где самооценка является результатом переживания ребенком своих успехов и неудач.

Важно определить какая самооценка (высокая, средняя низкая; адекватная, неадекватная) сформирована у детей на том или ином этапе их развития. При наблюдении за детьми, за их поведением, отношением с окружающими, можно определить какой уровень оценки себя проявляется у конкретного ребенка. Однако существует определенная диагностика по выявлению самооценки детей различного возраста.

Таким образом, можно выделить такие методики, определяющие уровень самооценки детей на том или ином возрастном этапе: тест "Лесенка", тест "Оцени себя", методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

Помимо родительского воспитания, оценки товарищей, личного опыта ребенка большое влияние на формирование самооценки в младшем школьном возрасте оказывает оценка учителя.

Самооценка школьника ориентирована в основном на оценки, выставляемые учителем в журнал. Однако вербальные оценки могут играть преобладающую роль в формировании самооценки ученика. Важно осознавать значительность влияния выставляемых учителем оценок, так как они не всегда совпадают с оцениванием ученика самого себя.

В целом необходимо предоставлять возможность ученику отстаивать свое мнение, и тактично направляя рассуждения ребенка, учитель тем самым помогает ему формировать собственную оценочную деятельность, развивать умение анализировать оценочные суждения учителя и тем самым формировать самооценку.

В результате данного исследования можно сделать выводы, что:

1. Педагогическая оценка – это определение и выражение в условных знаках – баллах, а также в оценочных суждениях степени усвоения учениками знаний, умений и навыков, уровня старательности и состояния дисциплины. Оценивание осуществляется в процессе повседневного изучения учителем результатов учебной работы учеников на уроках и дома, а также по результатам специальной проверки знаний, умений и навыков: устной, письменной, графической и практической. Оценка успешности школьников выражается в баллах, а также в форме оценочных суждений учителя.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Система креативного образования и формирование творческих качеств личности
Перед казахстанскими школами стоит задача обеспечить такое образование, которое гарантирует выпускнику социальную устойчивость и мобильность, условия для его самоопределения и саморазвития. Эти социальные требования обусловили глубокие качественные изменения в школьном образовании, направленные на ...

Cоциально-педагогические условия развития креативности младших школьников
В последние годы в отечественной педагогике и психологии возрос интерес к развитию креативности. Актуальность его изучения определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности как открытость новому ...

Игровые методы при изучении новой лексики
Игровые формы занятий наиболее эффективны при изучении новой лексики. Рассмотрим несколько примеров дидактических игр применяемых на уроках английского языка. При изучении новой лексики по теме можно применять такие игровые методы как кроссворд, составление истории по картинке. Например, игра «Word ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru