Взаимосвязь оценки учителя и самооценки школьника

Страница 4

Влияние оценок учителя на формирование личности ребенка, на его отношение к себе, к другим и других к нему трудно переоценить.

Система оценок, которая в учебно-воспитательном процессе служит главным средством воздействия учителя на учащихся, является, таким образом, гораздо более сложным, мощным и тонким орудием, чем это обычно предполагается.

Используя ту или иную меру воздействия, воспитатель, по утверждению К.Д. Ушинского, должен представить себе ее психологическую основу, т.е. действовать не вслепую, а знать, на что она рассчитана и чего он от нее ждет.

Оценочные баллы, которые выставляет учитель, должны соответствовать действительным знаниям детей. Однако в оценке знаний учащихся требуется педагогический такт. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз.

Самооценка является необходимым компонентом развития самосознания, то есть осознание человеком самого себя, своих способностей и возможностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Самооценка начинает формироваться в младшем школьном возрасте и меняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Поэтому важно, чтоб у ученика развивалась объективная и содержательная оценка себя, которая является частью фундамента для развития дальнейшего самопознания и самообразования. На становление самооценки огромное влияние оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности. Таким образом, для формирования объективной и содержательной самооценки младшего школьника учителю необходимо осуществлять целенаправленную работу с родителями.

Формирование учебной самостоятельности школьника невозможно без сформированности у него навыков учебной деятельности, значимым и обязательным условием которой являются контроль и оценка. В целом, самооценка сопровождает весь ход учебно-познавательной деятельности.

Также немаловажное значение в формировании оценки себя имеет воздействие определенного жизненного опыта, где самооценка является результатом переживания ребенком своих успехов и неудач.

Важно определить какая самооценка (высокая, средняя низкая; адекватная, неадекватная) сформирована у детей на том или ином этапе их развития. При наблюдении за детьми, за их поведением, отношением с окружающими, можно определить какой уровень оценки себя проявляется у конкретного ребенка. Однако существует определенная диагностика по выявлению самооценки детей различного возраста.

Таким образом, можно выделить такие методики, определяющие уровень самооценки детей на том или ином возрастном этапе: тест "Лесенка", тест "Оцени себя", методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

Помимо родительского воспитания, оценки товарищей, личного опыта ребенка большое влияние на формирование самооценки в младшем школьном возрасте оказывает оценка учителя.

Самооценка школьника ориентирована в основном на оценки, выставляемые учителем в журнал. Однако вербальные оценки могут играть преобладающую роль в формировании самооценки ученика. Важно осознавать значительность влияния выставляемых учителем оценок, так как они не всегда совпадают с оцениванием ученика самого себя.

В целом необходимо предоставлять возможность ученику отстаивать свое мнение, и тактично направляя рассуждения ребенка, учитель тем самым помогает ему формировать собственную оценочную деятельность, развивать умение анализировать оценочные суждения учителя и тем самым формировать самооценку.

В результате данного исследования можно сделать выводы, что:

1. Педагогическая оценка – это определение и выражение в условных знаках – баллах, а также в оценочных суждениях степени усвоения учениками знаний, умений и навыков, уровня старательности и состояния дисциплины. Оценивание осуществляется в процессе повседневного изучения учителем результатов учебной работы учеников на уроках и дома, а также по результатам специальной проверки знаний, умений и навыков: устной, письменной, графической и практической. Оценка успешности школьников выражается в баллах, а также в форме оценочных суждений учителя.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Характеристика типичных ролевых позиций педагога-воспитателя
Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых позиций педагога. Педагог может выступать в качестве: информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений; друга, если он стремится проникнуть в душу ребёнка; диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориент ...

Особенности нравственного воспитания у детей старшего подготовительного возраста
Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств. Дети пятого года жизни действуют более целенаправленно в ...

Основные формы внеклассной работы по математике в средней школе
Расслоение коллектива учащихся на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал, и на тех, кто добивается при изучении математики лишь удовлетворительных результатов и тех, кому успешное изучение математики даётся с большим трудом, не позволяет учителю в своей работе ориентироваться н ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru