Основные психолого-педагогические направления работы по развитию речи детей

Педагогическая теория » Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей с патологиями речи » Основные психолого-педагогические направления работы по развитию речи детей

Страница 1

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания - решаются от группы к группе, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения.

Речевые задачи по отношению к детям старшего дошкольного возраста включают те же разделы, что и в предыдущих возрастах, однако усложняется каждая задача, как в смысле содержания, так и в методике обучения.

А) Воспитание звуковой культуры речи. Основная задача работы по усвоению и правильному произношению всех звуков родного языка - дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи.

Б) Словарная работа. Продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, стекло), широко используются загадки и описание предметов, их свойств Качеств, действий.

Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, формированию умений употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

Для обогащения и уточнения словаря используют следующие приемы:

а) воспитатель называет предмет, действие, качество, интонационно выделяя новое слово, и предлагает повторить его;

б) детям предлагается поразмышлять над новым словом (Стоял погожий осенний день, - начинает воспитатель свой рассказ и интересуется - Как вы думаете, какой это был день?);

в) дошкольникам предлагают на выбор несколько характеристик предметов и просят, ориентируясь на его внешний вид, выбрать ту, которая им кажется более точной.

К приемам активизации словаря, наиболее часто используемым в работе с детьми старшего дошкольного возраста, от носятся следующие:

а) вопросы к детям (Что это? Какой? Что делает? Где? Когда? Как?

б) словесные дидактические упражнения; «Кто скажет точнее?», «Кто расскажет подробнее?». «Кто скажет иначе?» (упражнение на подбор синонимов), «Скажи, наоборот" (на использование антонимов);

в) дидактическая игра «Отгадай загадку». При этом воспитатель не только загадывает детям загадки, но и побуждает их, ориентируясь на предмет, картинку, придумывать свои. Разновидностью этой игры является игра «Вершки-корешки». Дети по ботве определяют овощ или же к овощу подбирают ботву;

г) дидактические игры на группировку и квалификацию предметов. Они могут быть словесными с использованием наглядного материала. В качестве примеров можно назвать следующие: «Что лишнее? "Назови одним словом "(клещи, молоток, рубанок, пила- это инструменты), "Ничего не забудь", "Продолжи сам" и т.д. Помня, что основой группировки и классификации является сравнение, в работе с детьми необходимо использовать игры типа "Похожи-непохожи" (апельсин и лимон, корова и лошадь). При формировании умения сравнивать особое внимание обращается на выделение признаков сходства и, прежде всего главного признака (это фрукты, это животные, это деревья)

д) игры - небылицы (Что не так?);

в) формирование грамматического строя речи.

Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными и увлекательными.

Наряду с играми, имеющие широкое обще развивающее влияние на речь, в методике имеются дидактические игры. В них вешаются вопросы активизации, уточнения той или иной грамматической формы, чтобы помочь детям освоить трудные формы в словоизменении (родительный падеж множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т.д.), способы образования слов (наименование детенышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов).

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Требования к отбору дидактических игр
К отбору дидактических игр, используемых в процессе обучения детей на уроках, предъявляется ряд требований: целенаправленность применения; непродолжительность проведения (5-7 мин); эмоциональность; близость по тематике детскому кругозору; разнообразие по формам организации учащихся (индивидуальные, ...

Значение коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку учащихся 2 классов
Отличительные для нашего времени изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Современному ученику ...

Пионерское движение – способ воспитания социальной активности детей
В 1921 г., в условиях НЭПа, государство вынуждено было пойти на значительное сокращение школьных и детских учреждений. Усугубили положение неурожай 1921 г. и голод в Поволжье. В стране насчитывалось 7 млн. беспризорных. В этих условиях численность комсомола сократилась почти в два раза: с 482 тыс. ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru