Речевые нарушения у детей

Страница 2

Нарушение общей и речевой моторики приводит к быстрой утомляемости в игре. Педагогу необходимо создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. С помощью игры можно научить ребёнка, освободить её от существующих комплексов и страхов. Иногда игра - единственный возможный путь помочь тем, кто еще не освоил мир слов. Игровая деятельность детей с патологиями речи формируется только при непосредственном воздействии и руководстве педагога. Сначала игровые действия происходят при очень ограниченном речевом общении, а это приводит к сокращению объема игр и их сюжетную ограниченность. Основные свои знания и впечатления такие дети получают в целенаправленной игровой деятельности, когда у них возникает потребность в словесном общении. В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, используются различные виды игр: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации. тдк онлайн ваш личный психолог

- Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственного действенного и чувственного опыта. Это чрезвычайно важно для детей с тяжелыми патологиями речи, в которых опыт действий с предметами очень беден, не зафиксирован и не обобщен.

Ребёнку для усвоения способов ориентации в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия необходимы многократные повторения. Л.С. Выготский считал игру благоприятной средой для зарождения познавательных сил ребёнка и как основу для превращения игровых действий умственные, ведущим средством обучения и воспитания. Усвоение учебного материала требует многократных вариативных упражнений, но ребёнку для этого не хватает волевых усилий. Дидактическая игра позволяет обеспечить необходимое количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.

Дидактическая игра имеет постоянную структуру. Играя, ребёнок незаметно для себя решает познавательную задачу. Дидактическое задачи, содержание и игровые действия - обязательные элементы дидактической игры. Дидактические и игровые задания обусловлены задачами учебно-воспитательной и коррекционной работы. Они могут быть различными: развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, закрепление произношения звука, развитие связной речи и т.п. Игровые задания позволяют детям проявлять активность, у них возникает желание и потребность решить их. Правила игры обусловлены содержанием игры и игровым замыслом. Они определяют характер и способы игровых действий ребёнка, организуют и направляют ее отношения с другими детьми, побуждают его управлять своим поведением. Соблюдение правил требует от ребёнка-логопатами волевых усилий, умения взаимодействовать с другими детьми. Играя дети осознают, что придерживаясь правил, скорее достигнешь результатов. Правила игры дисциплинируют, формируют выдержку, терпение. Они также влияют на решение дидактического задача - незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на конкретную задачу. Игровые действия позволяют детям реализовать свои игровые замыслы и направлять свое внимание на их развертывание. Увлечённость игровой ситуацией является предпосылкой самопроизвольного решения дидактического задания. Результат игры воспринимается ребёнком как достижения (отгадывание загадок, придумывание слов на заданный звук и т.д.). Для логопеда результатом игры является уровень усвоения детьми знаний, умений и навыков правильного произношения, усвоения определённых грамматических форм и т.д. При подведении итога игры необходимо отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей, проявить деликатность и оптимистическое отношение к их возможностям. В коррекционной работе используют игры с предметами. В таких играх используют дидактические игрушки (мозаику, кубики), реальные предметы, разнообразный природный материал. Такие игры направлены на закрепление знаний о свойствах и качества предметов, обогащения словаря ребёнка прилагательными, глаголами, развитие мелкой моторики пальцев рук и т.д. Для детей с патологиями речевого развития важное значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев рук. М.М. Кольцова установила, что уровень развития речи детей напрямую зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Исследователи пришли к выводу, что формирование речевых зон коры головного мозга осуществляется под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук. Поэтому тренировка пальцев рук влияет на развитие активной речи.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Целостно-смысловая платформа проектных действий
Результаты диагностики уровня навыка чтения и читательского кругозора дали мне возможность проектировать эффективную для данного класса систему коррекционной работы по овладению навыком чтения. Анализ методической литературы позволил выявить следующие системы упражнений по формированию навыка чтени ...

Знакомство с основными элементами музыкального языка
Длительности В учебнике Барабошкиной знакомство с длительностями начинается с первого же урока. Это самые простые для понимания и восприятия длительности – четверти и восьмые. Иллюстрации с изображением этих длительностей приводятся прямо в тексте. Восприятие длительностей учащимися проходит через ...

Характеристика типичных ролевых позиций педагога-воспитателя
Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых позиций педагога. Педагог может выступать в качестве: информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений; друга, если он стремится проникнуть в душу ребёнка; диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориент ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru