Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»

Педагогическая теория » Обстановка детского сада - средство развития дошкольников » Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»

Страница 2

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми этой категории начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий. Поэтому важно размещать в интерьере не громоздкие репродукции классических произведений живописи, целесообразно в разных стилях представить одно и тоже содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых. Желательно оборудовать помещение для художественного творчества.

7. Принцип открытости – закрытости, т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию.

а) открытость Природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы. Эта тенденция может проявляться во взаимопроникновении с природным окружением: организация «земных комнат» в помещениях;

б) аспект принципа открытости-закрытости – это открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях. Элементы культуры – настоящей взрослой живописи, литературы, музыки – не могут носить чисто оформительный характер украшения помещений, а должны органически входить в дизайн интерьера;

в) аспект принципа открытости-закрытости – это открытость обществу. Здесь открытость-закрытость должна соответствовать сути понятия «Мой дом»;

г) открытость своего Я, собственного внутреннего мира. Развешиваются фотографии детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику (альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте).

8. Принцип « половых и возрастных различий », как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности. Он может быть осуществлен в следующем решении: в групповой комнате кроме закрывающихся кабин в туалет. В спальной целесообразно предусмотреть зонирование на два, три, четыре полузамкнутых пространства, что создает определенный комфорт. Решение проблемы безопасности в технических ограждениях, креплении зеркал, полочек, вешалок.

Построение развивающей среды с учетом изложенных выше принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.

Важным условием осуществления личностно – ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком является установление контакта в зависимости от их желаний и занятий, нахождения общего психологического пространства общения, комфортной дистанции взаимодействия. Это возможно, если позиции взрослых и детей варьируются, что обеспечивается планировкой помещения, специальным подбором и размещением мебели, расположением игрушек, пособий, предметов декоративного украшения, цветовым и световым дизайном, обеспечением условий для активности или уединения. Подчеркиваются возможности ребенка и взрослого становиться творцами своего предметного окружения. Интерьер может сочетать многофункциональные, легко трансформируемые элементы и общую смысловую целостность.

При создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. Они заключаются в следующем:

- развивающий характер предметной среды;

- деятельностно – возрастной подход;

- информативность (разнообразие тематики, комплексность, многообразие материалов и игрушек);

- обогащенность, наукоемкость, наличие природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчество;

- вариативность;

- сочетание традиционных и новых компонентов;

- обеспечение составных элементов среды, соотносимости с макро - и микропространством деятельности детей;

- обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности;

- обеспечение эстетических и гигиенических показателей.

Решению проблемы создания развивающей среды в дошкольных учреждениях будут способствовать новые подходы к формированию структуры здания, свободной его планировке, взаимосвязи внутренних и внешних сред, системе трансформирующегося оборудования и мебели, проектированию и размещению функциональных помещений как базовых компонентов развивающей предметной среды. Перечень последних разнообразен и может быть продолжен в зависимости от региональных, этно - и социокультурных, природно – климатических и иных особенностей.

Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Тембровый слух. Ощущение фонизма
По тембрам отличают звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные или на разных инструментах, разными голосами, или на одном инструменте разными способами, штрихами. Тембр определяется материалом, формой вибратора, условиями его колебаний, резонатором, акустикой помещения. В характеристике те ...

Методика обучения гимнастическим упражнениям
1 класс: В школьной программе для I класса ведущим разделом является гимнастика, включающая строевые упражнения, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, упражнения с мячами, упражнения в лазанье, танцевальные упражнения, акробатические упражнения, лыжную подготовку, подвижные игры. ...

Классификация педагогических технологий
Классифицируя педагогические технологии, Селевко выделяет следующие их классы : - По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии. - По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, н ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru