Результаты опытно-экспериментальной работы с младшими школьниками

Страница 2

В ходе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой сочетание некоторых параметров микросреды урока (а в ней, как правило, существуют дети с низкой регламентацией поведения), предметно-информационной обогащенности и образцов креативного поведения оказывает определяющее влияние на его креативность. Это может привести к тому, что слабо проявленные креативные свойства личности учащихся ЭК станут значительно более выраженными.

Наблюдение за формированием и развитием креативности происходило на уроках музыки в процессе музыкальных игр и выполнения творческих заданий. При подведении итогов мы учитывали оригинальность продукта деятельности и мотивационно-личностный фактор, отражающий мотивационную основу креативного поведения.

Среди заданий: сочинение небольшой сказки на предложенную учителем иллюстрацию (например, медведь и лиса); озвучивание на музыкальных инструментах сочиненной детьми сказочной истории по мотивам русской сказки; сочинение сказки на прослушанную музыку (например, «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского); визуализация музыкальных образов в виде предметных рисунков («Веселая сказка», «Грустная сказка», «Медведь» Д. Шостаковича); «звукооживление» на орф-инструментах иллюстраций к русским сказкам с выбором адекватной музыкальной лексики (напр., «Гуси-лебеди» А. Литвинова, «Аленушка» В. Васнецова)

Под характеристиками микросреды понимается предметно-информационная обогащенность, наличие образцов креативного поведения, степень, в которой микросреда регламентирует поведение.

При оценке уровня предметно-информационной обогащенности в ранжируемых микросредах учитывались такие параметры, как доступность выполнения задания, разнообразие в выборе средств (вербальных, художественно-коммуникативных) и степень легкости технического освоения элементарного музыкального инструментария.

В процессе занятий учащиеся ставились в ситуацию нежесткой регламентации поведения, предметной обогащенности, им предъявлялись образцы креативного поведения.

Обогащенность микросреды, например, достигалась благодаря разнообразию музыкального инструментария; многовариантности в выборе приемов звукоизвлечения на звуковысотных ударных музыкальных инструментах: колокольчиках, металлофонах, ксилофонах; разнообразию техник исполнения рисунка (цветные карандаши, акварель, гуашь).

Информационную обогащенность микросреды повышали за счет актуализации разномодальных способностей детей. Модель креативного действия реализовывалась учителем или его заместителями (например, детьми, обучающимися в музыкальной школе).

В процессе занятий было проведено тестирование учащихся ЭК и КК, которое показало следующие результаты развития основных умственных новообразований возраста (общих способностей) и креативных способностей детского мышления (тесты А. Зака й Э. Торренса) (см. таблицу)

Таблица результатов тестирования ЭКи КК

Класс

Основные умственные новообразования

Креативность способностей

 

ЭК

На начало

года

Анализ

Планирование

Рефлексия

Беглость

Оригинальность

Продуктивность

Разработка

 

40%

высокий

уровень.

60%

средний.

50%

высокий

уровень.

50%

средний.

20%

высокий.

60%

средний

20%

низкий

60%

высокий

уровень

40%

средний

х=3 б.

(большой

разброс

значений)

86%

высокий

уровень.

14%

средний

85%

высокий

уровень

15%

средний

ЭК

на

конец

года

80%

высокий

уровень.

20%

средний

60%

высокий

уровень.

40%

средний

60%

высокий

уровень.

40%

средний

85%

высокий

уровень.

15%

средний

х=5 б.

(рост

однородности)

50%

высокий

уровень

50%

средний

30%

высокий

уровень

70%

средний

 

КК

на

начало

года

60%

высокий

уровень

40%

средний

50%

высокий

уровень

50%

средний

60%

высокий

уровень

40%

средний

35%

высокий

уровень

65%

средний

х=3бб

40%

высокий

уровень.

60%

средний

30%

высокий

уровень.

70%

средний

 

КК

на

конец

года

65%

высокий

уровень.

25%

средний

70%

высокий

уровень.

30%

средний.

70%

высокий

уровень.

30%

средний

40%

высокий

уровень.

60%

средний.

х=4,5б

50% .

высокий

уровень.

50%

средний

12%

высокий

уровень.

78%

средний

 
Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Политика Республики Беларусь в сфере образования
Государственную политику в сфере образования Республика Беларусь строит на формировании и совершенствовании национальной системы образования, государственной и общественной поддержке ее приоритетного развития в качестве определяющего фактора научно-технического и культурно-духовного прогресса, стан ...

Сущность, цели и задачи педагогического процесса в ВУЗе
Высшее образование является фундаментом человеческого развития и прогресса общества. Оно также выступает гарантом индивидуального развития, составляет интеллектуальный, духовный и производственный потенциал общества. Развитие государства, структурные преобразования на микро - и макроуровнях должны ...

Психологический аспект преподавания сольфеджио: особенности детской психологии и мышления и их влияние на процесс обучения
сольфеджио преподавание урок музыкальный Как правило, в ДМШ дети поступают в том же возрасте, в котором идут в общеобразовательную школу – с 6–7 лет, хотя прием в первый класс духового отделения (в связи со спецификой игры на данных инструментах, требующей большей физической подготовки) ведется сре ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru