Причин умственной отсталости достаточно много, главным образом - это органическое поражение головного мозга ребенка, возникшее до 3х лет по разным факторам.
Этиологические факторы олигофрении в зависимости от времени воздействия принято делить на три основные группы:
1) наследственные, в том числе связанные с повреждением генеративных клеток.
2) внутриутробные, действующие на зародыш и плод.
3) перинатальные и первых 3-х лет вне утробной жизни.
Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени приобретения. Чем в более ранние сроки ребенка постигло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия.
Умственно отсталые дети различаются степенью выраженности дефекта, измеряемой по тесту интеллекта Векслера в условных единицах. Разделение умственно отсталых детей по степени выраженности практически целесообразно и находит отражение в современных международных классификациях болезней. На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости:
1) Лёгкая (F70.) - IQ 50-69.
Самая слабая степень умственной отсталости, обусловленная задержкой развития или органического поражения мозга плода. Ребёнок может ничем внешне не отличаться от сверстников. Сохраняются механическая память и эмоционально-волевая сфера. Внимание очень трудно привлечь и фиксировать. Запоминание замедленно и непрочно. У них преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует. Сложно воспринимают логические связи между предметами, понятия "пространство", "время" и т.д. Часто встречаются нарушения речи (отстаёт в развитии, искажение звуков, нарушения грамматического строя речи, бедный словарный запас). Обычно не могут пересказать прочитанное, услышанное. Однако некоторым детям с легкой степенью умственной отсталости при задержке общего психического развития и малой продуктивности мышления свойственна частичная одарённость (отличная механическая или зрительная память, способность производить в уме сложные арифметические операции и др.). Эмоции преобладают актуальные на данный момент. Действия не целенаправленны, импульсивны, развит негативизм. С программой общеобразовательной школы не справляются, обычно заканчивают вспомогательную школу, способны вести самостоятельную жизнь. Возможна социальная адаптация и участие в самостоятельной трудовой деятельности. Замечено, однако, что пациенты с легкой степенью умственной отсталости в большинстве своем - вполне неплохие супруги, мало конфликтные, послушные и управляемые. Среди них различают возбудимых, вялых апатичных, злобно-упрямых, мстительных и торпидных, заторможенных .
2) Умеренная (F71.) - IQ 35-49.
Эти больные способны образовывать большее число и более сложные представления, чем больные тяжелой умственной отсталостью. Они в состоянии изъясняться простыми фразами, поддерживать простую беседу. Больные овладевают навыками самообслуживания, могут быть приучены к простейшему труду путем тренировки подражательных действий, то есть могут выполнять простейшую работу в специально созданных условиях (например, в лечебно-трудовых мастерских). Больные не могут жить самостоятельно, нуждаются в постоянном руководстве и контроле.
3) Тяжёлая (F72.) - IQ 20-34.
Познавательная деятельность при тяжелой степени умственной отсталости ограничена возможностью формировать только простейшие представления, абстрактное мышление и обобщения больным недоступны. Больные овладевают лишь элементарными навыками самообслуживания, их обучение невозможно. Словарный запас ограничен одним-двумя десятками слов, достаточных для сообщения о своих основных потребностях, выражены дефекты артикуляции. Часто присутствуют неврологические расстройства, нарушения походки.
Другое о педагогике:
Исторические аспекты проблемного обучения
Зарубежный опыт. В истории педагогики постановка вопросов собеседнику, вызывающих затруднение в поисках ответа на них, известна по беседам Сократа, пифагорейской школе, софистам. Идеи активизации обучения, мобилизации познавательных сил учащихся путем включения их в самостоятельную исследовательску ...
Теоретические основания введения профильного обучения
Обобщение научных подходов показывает, что обучение на старшей ступени должно представлять собой индивидуальную образовательную траекторию, определяемую самим учащимся. Так, деятельностный подход обосновывает, что способности развиваются в деятельности. При этом согласно личностно ориентированному, ...
«Мораль» – основная категория нравственного воспитания
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуля ...