Характеристика умственной отсталости

Страница 2

Причин умственной отсталости достаточно много, главным образом - это органическое поражение головного мозга ребенка, возникшее до 3х лет по разным факторам.

Этиологические факторы олигофрении в зависимости от времени воздействия принято делить на три основные группы:

1) наследственные, в том числе связанные с повреждением генеративных клеток.

2) внутриутробные, действующие на зародыш и плод.

3) перинатальные и первых 3-х лет вне утробной жизни.

Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени приобретения. Чем в более ранние сроки ребенка постигло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия.

Умственно отсталые дети различаются степенью выраженности дефекта, измеряемой по тесту интеллекта Векслера в условных единицах. Разделение умственно отсталых детей по степени выраженности практически целесообразно и находит отражение в современных международных классификациях болезней. На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости:

1) Лёгкая (F70.) - IQ 50-69.

Самая слабая степень умственной отсталости, обусловленная задержкой развития или органического поражения мозга плода. Ребёнок может ничем внешне не отличаться от сверстников. Сохраняются механическая память и эмоционально-волевая сфера. Внимание очень трудно привлечь и фиксировать. Запоминание замедленно и непрочно. У них преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует. Сложно воспринимают логические связи между предметами, понятия "пространство", "время" и т.д. Часто встречаются нарушения речи (отстаёт в развитии, искажение звуков, нарушения грамматического строя речи, бедный словарный запас). Обычно не могут пересказать прочитанное, услышанное. Однако некоторым детям с легкой степенью умственной отсталости при задержке общего психического развития и малой продуктивности мышления свойственна частичная одарённость (отличная механическая или зрительная память, способность производить в уме сложные арифметические операции и др.). Эмоции преобладают актуальные на данный момент. Действия не целенаправленны, импульсивны, развит негативизм. С программой общеобразовательной школы не справляются, обычно заканчивают вспомогательную школу, способны вести самостоятельную жизнь. Возможна социальная адаптация и участие в самостоятельной трудовой деятельности. Замечено, однако, что пациенты с легкой степенью умственной отсталости в большинстве своем - вполне неплохие супруги, мало конфликтные, послушные и управляемые. Среди них различают возбудимых, вялых апатичных, злобно-упрямых, мстительных и торпидных, заторможенных .

2) Умеренная (F71.) - IQ 35-49.

Эти больные способны образовывать большее число и более сложные представления, чем больные тяжелой умственной отсталостью. Они в состоянии изъясняться простыми фразами, поддерживать простую беседу. Больные овладевают навыками самообслуживания, могут быть приучены к простейшему труду путем тренировки подражательных действий, то есть могут выполнять простейшую работу в специально созданных условиях (например, в лечебно-трудовых мастерских). Больные не могут жить самостоятельно, нуждаются в постоянном руководстве и контроле.

3) Тяжёлая (F72.) - IQ 20-34.

Познавательная деятельность при тяжелой степени умственной отсталости ограничена возможностью формировать только простейшие представления, абстрактное мышление и обобщения больным недоступны. Больные овладевают лишь элементарными навыками самообслуживания, их обучение невозможно. Словарный запас ограничен одним-двумя десятками слов, достаточных для сообщения о своих основных потребностях, выражены дефекты артикуляции. Часто присутствуют неврологические расстройства, нарушения походки.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Особенности обучения студентов в ВУЗе
При переходе на многоуровневую структуру подготовки в вузе специалистами вузовского образования отмечается, что для достижения высокого уровня научно-практической подготовки студентов необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний ...

Дидактическое сопровождение учебного процесса при моделировании одежды
Общие нормы организации учебного процесса, называются принципами (от лат. principium — основа, начало) обучения и которые определяют, каким образом следует обеспечивать достижение целей обучения. Понятно, что важнейшие принципы, присущие учебному процессу вообще, присутствуют, в частности, в препод ...

Основные направления логоритмического воздействия в системе устранения ОНР у дошкольников
Данные исследования психомоторики дошкольников с ОНР свидетельствуют о необходимости введения логоритмических занятий в систему преодоления ОНР. Анализ существующей литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод о недостаточности имеющихся на сегодняшний день методик проведения логоритмическ ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru