Роль нетрадиционных форм обучения в развитии личностных и профессиональных качеств обучающихся

Педагогическая теория » Нетрадиционные уроки информатики в начальной школе » Роль нетрадиционных форм обучения в развитии личностных и профессиональных качеств обучающихся

Страница 1

Проведение нетрадиционных уроков, или внедрение в структуру урока системы познавательных и занимательных заданий, вопросов, элементов проблемности, необычное изложение нового материала и т.д., значительно разнообразит сложный процесс обучения и воспитания, способствует активизации мыслительной деятельности обучающихся и развитию творческих способностей.

В современной психолого-педагогической и методической литературе распространено следующее определение нетрадиционного урока, как импровизированного учебного занятия, имеющего нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нетрадиционный урок также считается необычным по замыслу, организации и методике проведения.

Нетрадиционные уроки преследуют общую цель: поднять интерес обучающихся к учебе и, тем самым, повысить эффективность обучения. Для обучающихся это возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность и совсем другое отношение к труду.

Для преподавателя это возможность лучше узнать и понять учащихся, оценить их индивидуальные особенности, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе осуществлением собственных идей.

Такой урок может сохранять традиционную структуру, то есть организационный момент, сообщение новых знаний, контроль изученного, а может быть оригинальным за счет изменения последовательности обычных этапов, он может иметь игровую основу и т.д.

Эти «увлекательные» дополнения могут быть встроены как фрагменты в структуру урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Таких уроков сегодня насчитывается более 100 типов, даже разработана их классификация.

В классификации, которую предлагает В.А. Щенев, использована традиционная типология уроков, дополненная их нестандартными формами (см. схему № 1).

Схема № 1. Типы уроков

В основу организации и проведения нетрадиционных уроков положено несколько принципов (Страницы современной педагогики: диалог теории и практики. Под общей ред. С.М. Годника – Воронеж: 1998, с.174-175):

1. максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на уроке;

2. не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;

3. развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания;

4. «скрытая» дифференциация обучающихся по учебным возможностям, интересам, способностям;

5. использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

Помимо принципов исследователи относят к весьма значимым условиям организации периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков. Выделяют три периода: подготовительный, собственно урок и его анализ. В подготовке к уроку обучающиеся принимают активное участие, которое может выражаться в подготовке сообщений, составлении вопросов, кроссвордов, викторин, изготовлении необходимого дидактического материала.

На самом уроке обучающиеся изучают новый материал или систематизируют ранее полученные знания в различных «нестандартных» формах организации мыслительной активности.

На этапе анализа проведенного урока исследователи рекомендуют оценивать не только результаты достижения образовательных, воспитательных и развивающих задач, но и картину общения – эмоциональный тонус урока.

Развитие личности обучающихся зависит не только от их включения в деятельность, а, прежде всего, от уровня их активности в рамках этой деятельности.

Проведение нестандартных уроков в сочетании с классическим уроком и учетом ряда других факторов (положительный эмоциональный фон, характер общения и др.), максимально способствует развитию учебно-познавательной активности обучающихся.

Нетрадиционные уроки способствуют формированию мировоззрения, практических умений и навыков самообразования, все это способствует развитию продуктивного мышления, познавательной активности, развитию волевых качеств личности, памяти, развивает способность выражать свои мысли. Развиваются такие личностные качества, как аккуратность, ответственность, внимательность, целеустремленность, дисциплинированность. Эти качества имеют большое значение в успешном формировании будущего специалиста-профессионала, в развитии его профессиональной самостоятельности.

Развитие современного производства, высокие темпы научно-технического процесса, требуют, чтобы учащиеся-выпускники профессиональных училищ имели такой уровень квалификации, который позволял бы им работать в постоянно изменяющихся условиях современного производства. Поэтому они должны обладать такими умениями и навыками, которые позволили бы, в зависимости от условий конкретной работы, свободно и легко перестроиться в соответствии с предъявленными требованиями. Это зависит, прежде всего, от организации учебного процесса, от применяемых форм и методов обучения учащихся.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Разложение или повторное использование отходов
Для изготовления всякой вещи, включая предметы из пластмассы, требуется энергия. Часть энергии идет на производство собственно материала, в данном случае полимера, остальное требуется для переработки, то есть изготовления конечного изделия. Основная часть энергия тратится на производство пластмассы ...

Классификация видов педагогических тестов
2.1. Тест (от англ. test — испытание, проверка) — стандартизованные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий . По мере использования тестов была сформирована их классификация по цели и содержанию: • тесты лич ...

Задержка психического развития у детей: феноменология, происхождение, классификация
Комплексное изучение задержки психического развития как специфической аномалии детского развития было начато в отечественной дефектологии в 60- е годы прошлого столетия. В работах Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской, В.М. Лубовского были представлены первые обобщения клинических данных о ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru