Этапы проектной деятельности и педагогическое руководство ею

Педагогическая теория » Использование метода проектов на уроках в начальной школе » Этапы проектной деятельности и педагогическое руководство ею

Страница 1

Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в строго определенной последовательности ее этапов. Анализируя литературу, посвященную методике формирования и развития проектных умений, можно выделить несколько основных этапов работы:

1. Работа на этапе предпроектной подготовки.

Учебный проект только тогда будет реализован на достаточно высоком уровне, если еще в процессе его проектирования отдельно выделяется этап предпроектной подготовки. Ему, к сожалению, не всегда уделяют должное внимание.

Этап предпроектной подготовки предполагает подготовку педагогического коллектива к введению в образовательный процесс метода проекта. Следовательно, необходимо предусмотреть технологическое обучение педагогов, проведение дополнительных занятий с учащимися по методологии решения проблем. Это может быть отдельный предмет в рамках регионального компонента, или факультатив, или элективный курс по выбору образовательного учреждения.

Обязательно должен быть продуман способ адаптации метода проекта к особенностям учебного процесса (временные рамки, сочетание с элементами внеурочной деятельности). Следует определить статус проекта в образовательном учреждении, если этот проект выполняет определенные функции. Необходимо разработать требования к содержанию и типам проектов, согласовать соответствующие организационно-методические подходы к порядку осуществления проектной деятельности.

Эффективность работы по методу проекта возможна лишь при согласовании действий практически всех звеньев организационной структуры образовательного учреждения (администрации, методического совета, методических комиссий, преподавателей, мастеров производственного обучения и т.д.). Должна быть предусмотрена возможность привлечения специалистов со стороны в качестве консультантов на тех или иных этапах проекта.

Необходимо четко разграничивать функциональные обязанности всех участников проектного процесса, выработать строгую систему их взаимодействия. Конечно, главную роль играет педагог, ведущий проект. Он обязательно должен готовиться к работе над проектом. Даже апробированный проект должен быть соотнесен с силами и возможностями конкретной группы, возможностям и материальной базы учебного заведения. Необходимо определить временные затраты на проект, уточнить уровень сформированности специфических умений и навыков, которые понадобятся учащимся в процессе проектной деятельности.

Предварительная подготовка учителя к проекту заключается в определении круга учебных проблем, которые можно решать в виде проекта. Следует определить ключевые понятия, содержание, новые формы работы, которые придется осваивать учащимся в процессе выполнения проекта. Кроме того, необходимо провести ревизию материально-технической базы, информационного обеспечения, проверить наличие нормативно-справочной и специальной литературы, учебно-методического обеспечения с целью определения возможности решения проблем. А также разработать (или отобрать) необходимые методические материалы для учащихся по тем или иным аспектам проектной деятельности. Очень важно продумать принципы комплектования групп и организацию работы в них.

Большая нагрузка возлагается на библиотекаря, заведующих специализированными кабинетами. Это важный источник ресурсного обеспечения, и поэтому работа библиотеки, читального зала, кабинета информатики, лабораторий должна быть спланирована соответствующим образом.

Такая система организационно-методической поддержки проектной деятельности создает реальные предпосылки для ее успешного осуществления и выводит все звенья структуры образовательного учреждения на качественно новый уровень взаимодействия, системообразующим фактором которого является учебный процесс.

2. Постановка учебной проблемы.

В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы - нет деятельности. Вне зависимости от возраста учащихся, от уровня подготовки обучающихся в процесс проектной деятельности обязательно должен входить такой этап, как проблематизация. Ее следует отнести к специфическому проектному умению, на формирование и развитие которого нацелен учебный процесс. Проблематизация- это аналитический процесс работы в проблемном поле с целью выделения проблемы или ряда проблем для последующего их рассмотрения и (или) решения. Проблематизация начинается с очерчивания и обозначения проблемного поля или его части, выделения точек обзора, углов зрения, под которыми может рассматриваться предложенная проблема. Причем вначале проблему берут достаточно серьезную и социально значимую. Затем формулируются в самых общих чертах подпроблемы, задавая только направление поиска, для последующего ее решения.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Анализ проведения сюжетно-ролевых игр в средней группе детского сада №53 г. Алматы
1. Сюжетно-ролевая игра "Поликлиника" Цель: раскрыть смысл деятельности медицинского персонала развивать у детей способности принимать на себя роли, развивать интерес к игре, формировать положительные отношения между детьми, воспитывать у детей уважения к труду врача. Игровой материал: иг ...

Организация и методики исследования
В рамках опытно-экспериментального этапа исследования было проведено изучение внимания учащихся 2 «Б» класс средней школы №1 (г. Барнаул). Цель экспериментального исследования – выявить уровень и характеристики внимания младших школьников. Задачи исследования: Подобрать психологический инструментар ...

Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию современного урока права
Курс обществознания - учебного предмета, одной из задач которого является социализация подрастающего поколения. Обучение основам права в рамках курса обществознания призвано целенаправленно, решать проблемы правовой социализации личности в непосредственном взаимодействии с социально - правовым аспе ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru