Понятие "культуры здоровья" в психолого-педагогической литературе

Педагогическая теория » Формирование культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества » Понятие "культуры здоровья" в психолого-педагогической литературе

Страница 6

Для детей соседство не только среда жизнедеятельности, но и мощный фактор формирования культуры здоровья. Общение детей с соседями-сверстниками - это выход за рамки семьи, знакомство с различными стилями жизни, приобретение социального опыта. В общении они получают представление о жизненных ценностях, отличных от семьи, усваивают нормы и стиль поведения.

Для детей соседское общение имеет большой объективный смысл, ибо дает им чувство принадлежности к обществу сверстников. Определить границы микросоциума не всегда просто. В крупных городах, определение границ общения подростков, как правило, не поддается контролю со стороны взрослых и родителей.

Влияние микросоциума на формирование культуры здоровья людей зависит как от объективных характеристик микросоциума, так и субъективных характеристик самого человека. То есть влияние микросоциума зависит от его культурно-рекреационных возможностей - наличия и качества работы учебно-воспитательных учреждений; кинотеатров, клубов, спортзалов, стадионов, музеев, библиотек и т.п.; от состава его жителей: их этнической принадлежности, социально-профессионального состава, состава семей и т.п.; а так же от интеллектуального и образовательного уровня развития самого ребенка, от возможностей и желания в удовлетворении возрастных потребностей в социальном, культурном и физическом развитии.

В последние десятилетия общество сверстников стало одним из решающих микрофакторов формирования культуры здоровья подрастающих поколений.

Урбанизация привела к тому, что дети, живущие в городах, все больше времени проводят вне школы и семьи; к тому, что возрастает удельный вес общества сверстников, которое во многих случаях перевешивает влияние учителей и родителей. Чем старше школьник, тем настоятельнее у него потребность в таких группах, где он получает возможность реализовать себя, ощутить себя ценным. Группы "равных" объединяет общность культуры здоровья. Молодые люди имеют некоторую свободу выбора индивидуального стиля жизни. На них оказывают большое влияние их сверстники, склоняющие их поступать в соответствии с принятыми в данной группе системой ценностей, стереотипом поведения.

Особенностью такой молодежной среды является то, что она формируется, как правило, не на основе учебной деятельности, как важнейшей для человека, а на основе разнообразных занятий по интересам (спорт, музыка, "фанатство", "тусовка") .

Молодежная среда - общество сверстников - явление многоплановое и не всегда несущее положительный импульс. Изучая её, мы можем влиять на формирование культуры здоровья детей и подростков, задавая этому процессу позитивную направленность.

Влияние на формирование культуры здоровья детей и подростков, общество и государство, могут осуществлять через систему образования и воспитания, которая включает в себя большой спектр различных учреждений и организаций (учреждения дошкольного, общеобразовательного и дополнительного образования, лицеи, гимназии, профессиональные училища, вузы, учреждения культуры, спортивные, общественно-политические и клубные организации, оздоровительные, коррекционные и реабилитационные учреждения и т.п.)

Детский сад является местом активной деятельности дошкольников в наиболее интенсивный период их развития и должен создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников. Так как ведущими каналами формирования культуры здоровья, как и всего процесса социализации в дошкольном учреждении, выступает не только ценность, но и деятельность, то одним из основных направлений педагогической поддержки социального становления дошкольников является целенаправленная организация учебно-воспитательной деятельности дошкольников, в которой важно обеспечить ребенку позитивное восприятие себя и деятельности, в которую он включен. Когда дошкольник осознает цели, активно участвует в деятельности, выполняя роли не только исполнителя, но и организатора, умея при этом объективно оценивать результаты этой деятельности, тогда учебно-познавательная и оздоровительная деятельность становится реальным сотрудничеством дошкольников друг с другом и педагогом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое о педагогике:

Проблемные ситуации как основа проблемного обучения
Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Условием возникновения проблемной ситуации являет ...

Игровой момент в обучении
Один из весьма эффективных методов обучения детей младшего возраста – игровой: через игру, например, в детском саду изучаются иностранные языки. Игра – действие синкретическое (о синкретизме см. далее), в ней задействованы мыслительная деятельность, физические и речевые действия (например, в ответ ...

Интеграция теории и практики — залог эффективности образовательного процесса
Одной из важнейших задач в обучении студентов является интеграция теории и практики. Практика остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе; она представляет собой базис для глубокого усвоения проблем, имеющих место в социальной сфере. Издавна в вузах Украины с ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru