Понятие "культуры здоровья" в психолого-педагогической литературе

Педагогическая теория » Формирование культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества » Понятие "культуры здоровья" в психолого-педагогической литературе

Страница 4

Помимо медицинских и психологических аспектов здоровье человека и его образ жизни имеют и гуманитарный аспект. Курение, алкоголь, наркотики, переедание, проституция - явления не простые, причины их многообразны, но всегда имеют индивидуальный подтекст. В то же время в каждом из них есть нечто общее - низкая культура человека, ограниченность воспитания, слабая сила воли в виде низкой мотивации. Последнее позволило установить личностное отношение детей к здоровому образу жизни, выявив, что большинство респондентов (98,3%) считают необходимым соблюдение здорового образа жизни для укрепления и сохранения своего здоровья. Вместе с тем 75,8% студентам не удается соблюдать режим труда и отдыха; 78,7% - не соблюдают режим питания; 55,6% - курят табачные изделия; 32,6% - неравнодушны к алкогольным напиткам; 85,4% - не знают или не используют в повседневной жизни методы психологической разгрузки; 41% - не используют методов самоконтроля за состоянием своего организма; 50,6% - не применяют в своей повседневной жизни методы закаливания организма и только 71,9% респондентов регулярно занимаются физическими упражнениями, что подтверждает появление аномальных признаков в сознании и самосознании личности современного студента факультета физической культуры.

Для сохранения и укрепления здоровья в современной российской культуре, в обществе в целом не сформирована в обыденном сознании мотивация здорового образа жизни. Какова же причина полученных результатов? С точки зрения психологов, социологов, педагогов, постиндустриальное общество характеризуется превалированием ценностей личностной индивидуальности над государственными ценностями. Поколение же обследуемых и их родителей воспитывалось в обществе, где государственные ценности преобладали над личностными, что исключало "культуру здоровья" из обыденного сознания как высшую личностную мотивацию, ибо формирование культуры на уровне сознания и самосознания происходило во имя высших интересов государства.

Культура здоровья представляет собой уровневую интеграцию когнитивно-мотивационного, эмоционального и конативно-волевого компонентов.

Культуру здоровья последнего типа мы относим к неопределенному уровню развития. Неопределенный уровень культуры здоровья отражает гетерохронность развития когнитивно-мотивационной, эмоциональной и характеристики конативно-волевой сфер жизнедеятельности личности при доминировании одной из них.

Таким образом, культура здоровья представляет собой интегративное личностное образование, состоящее из когнитивно-мотивационного, эмоционального и конативно-волевого компонентов, которые, в свою очередь, отражают объем знаний, коммуникативную толерантность, эмоциональную устойчивость, активность и волевые качества, являющиеся неотъемлемой частью образа жизни специалиста по физической культуре и спорту в его индивидуальной культуре.

Исходя из вышеизложенного, культуру здоровья можно определить как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в желании субъекта заботиться о своём теле (правильное питание, гигиена, нормальный сон, упражнения) (авторское).

Возможности сотрудничества педагогов и родителей в решении проблемы формирования культуры здоровья дошкольников будут рассмотрена в следующем параграфе.

Возможности сотрудничества педагогов и родителей в решении проблемы формирования культуры здоровья дошкольников

Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое о педагогике:

История развития метода проекта
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, ...

Методы исследования детей группы риска в предшкольный период
Психолого-педагогическое диагностирование детей группы риска в предшкольный период представлено Г.Ф. Кумариной, разработанное в лаборатории коррекционной педагогики научно-исследовательского института теории и истории педагогики АПН России. Методика предназначена прежде всего тем работникам дошколь ...

Виды нетрадиционных уроков
Уроки с измененными способами организации: урок-лекция, лекция-парадокс, защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок- встреча. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок творчества: урок-сочинение, урок изобретательства, урок-творческий отчет, комплексно-творческий отчет, урок выставка, ур ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru