Программирование на языке Object Pascal

Страница 1

В данном параграфе рассматривается язык Object Pascal, используемый в системе визуального программирования Delphi фирмы Borland.

Object Pascal обеспечивает значительно более высокую скорость разработки программ за счет обнаружения на этапе компиляции программы ряда ошибок, которые компилятор языка C++ пропускает без предупреждения. В то же время Object Pascal в полной мере реализует концепции объектно-ориентированного программирования, в чем практически не уступает C++.

Язык Object Pascal является строгим языком, что во многом обусловлено учебным характером его предшественника языка Pascal.

1. Структура программы в Object Pascal

Программа, написанная на языке Object Pascal, состоит из ряда разделов (или блоков). Начало каждого раздела указывается с помощью специальных зарезервированных слов. В общем виде программа Object Pascal имеет следующий вид:

// Заголовок программы

Program имя_программы;

// Раздел объявления используемых модулей

Uses

Модуль_1, Модуль 2, Модуль_3;

// Раздел объявления используемых меток

Label

Метка_1, Метка_2;

// Раздел описания констант

Const

идентификатор_константы_1 = значение_1;

идентификатор_константы_2 = значение_2;

идентификатор_константы_3 = выражение_1;

// Раздел описания пользовательских типов

Туре

Идентификатор_типа_1 = определение_типа_1;

идентификатор_типа_2 = определение_типа_2;

// Раздел объявления переменных

Var

идентификатор_переменной_1 : определение_ переменной 1;

идентификатор_переменной_2,

идентификатор_переменной_3 : идентификатор_типа_2;

// Раздел объявления процедур и функций программы

Procedure процедура_1;

// текст процедуры

Function функция_1 : определение_типа_1;

// текст функции

begin

// текст программы

end.

Заголовок программы

В заголовке после служебного слова Program указывается имя программы. Хотя заголовок программы не является обязательным разделом, при написании программы в среде Delphi имя программы надо указывать. При этом имя основного файла проекта должно совпадать с именем программы, указанным в заголовке.

Заголовок программы может быть только один; он обязательно должен быть первой строкой программы.

Раздел объявления модулей

Начало раздела объявления модулей указывается с помощью директивы Uses. Имена используемых модулей просто перечисляются через запятую. Программа может содержать только один блок Uses, причем он должен следовать сразу за заголовком программы.

Разделов объявления меток, типов, констант и переменных может быть несколько, и они могут следовать в любом порядке.

Раздел описания меток

Т.к. использование меток считается плохим тоном в программировании, объяснение их в школе лучше пройти стороной.

Раздел описания типов

В Object Pascal существует довольно большое количество стандартных типов и множество типов, описанных в стандартных модулях. Однако при разработке программ, особенно объектно-ориентированных, программисту необходима возможность создавать свои пользовательские типы данных, которые носят название «типы данных, определяемые пользователем». Для описания пользовательских типов используется раздел объявления типов, начинающийся с директивы Туре. При создании типа указывается его идентификатор и после знака равенства приводится описание типа. Самым простым способом объявления собственного типа является просто объявление типа, аналогичного уже существующему

Идентификатор типа может содержать буквы латинского алфавита, цифры и знак подчеркивания. Первым символом идентификатора обязательно должна быть либо латинская буква, либо символ подчеркивания.

Раздел переменных

Начало раздела переменных объявляется с помощью служебного слова Var. В данном разделе должны быть описаны все переменные программы. Компилятор Object Pascal не допускает использования переменных, не объявленных в разделе Var.

При объявлении переменной указывается её идентификатор и через двоеточие тип переменной.

Для нестандартных типов имя типа должно быть описано в разделе Туре, находящемся выше раздела Var, в котором оно используется.

Идентификатор переменной может состоять из символов латинского алфавита, цифр и символов подчеркивания. Первым символом идентификатора обязательно должна быть латинская буква или символ подчеркивания.

Раздел констант

Раздел констант содержит объявления констант и начинается с директивы Const. Константа фактически является переменной, значение которой устанавливается не в процессе выполнения программы, а на этапе компиляции. Значение константы не может изменяться программно, при попытке присвоить константе какое-либо значение компилятор выдает сообщение об ошибке. При объявлении константы указывается идентификатор и через знак равенства – значение или выражение. Тип константы определяется присваиваемым ей значением или типом результата, получаемого при вычислении выражения.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Диагностика уровня сформированности самооценки младших школьников
С целью проверки гипотезы была проведена опытно - экспериментальная работа, которая включает в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Опытно-экспериментальная работа проводилась в 3 классе МОУ СОШ №1 города Богородицка в период с сентября по март. В эксперименте принимало участие 7 ш ...

История и теория возникновения тестов
Всякая попытка определить точное время возникновения тестов напоминает стремление географов найти точное начало большой реки, вытекающей множеством ручейков из обширного болота. Примерно так же обстоит дело и с тестами. Для изучения истории тестов вначале потребовалось изучить предысторию – то само ...

Методика обучения гимнастическим упражнениям
1 класс: В школьной программе для I класса ведущим разделом является гимнастика, включающая строевые упражнения, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, упражнения с мячами, упражнения в лазанье, танцевальные упражнения, акробатические упражнения, лыжную подготовку, подвижные игры. ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru