Ресурсное обеспечение

Страница 2

Для развития мелкой моторики нужно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Примеряя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов. Детское экспериментирование — один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте.

В 2010-201 учебном году я работала с детьми второй младшей группы.

Анализ системы работы в ДОУ и в частности в своей группе помогла мне увидеть существующую проблему и наметить пути и способы ее решения.

Выявленные проблемы:

1. Знания детей отрывочны, не соответствуют возрастным требованиям.

2.Развивающая предметная среда группы не создаёт необходимых условий для организации работы по ФЭМП детей.

Я надеялась, что запланированная работа даст необходимый результат.

Этапы реализации проекта

Этапы и сроки

реализации

Содержание деятельности

Результат

Организационно-

подготовительный

(сентябрь 2010г.)

1. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

2. Определение цели и задач проекта;

3. Подбор литературы, пособий, атрибутов;

4. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта;

5. Составление тематического планирования мероприятий.

1. Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный

процесс.

Основной

(октябрь 2010 г.-апрель 2011г.)

Деятельность в соответствии с тематическим планированием

Наличие тематического плана мероприятий направленных на ФЭМП. Улучшение показателей диагностики уровня развития математических способностей у детей.

Повышение привлекательности для детей процесса ФЭМП.

Повышение педагогического мастерства педагога по проблеме.

Заключи-тельный

(май 2011г.)

1. Обобщение результатов работы.

2. Анализ деятельности.

3. Презентация проекта на педагогическом совете.

Наличие у воспитанников умения:

- группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые и т.д.);

- составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;

- находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;

- правильно определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же»;

- различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;

- понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, под, верхняя – нижняя (полоска).

План деятельности педагога

Октябрь

Задачи деятельности

Количество

Умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; находить один и несколько одинаковых предметов окружающей обстановке; понимать вопрос: «сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного.

Величина

Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначение в речи: большой – маленький.

Форма

Знакомство с геометрическими фигурами, при помощи которых определяется форма предметов или их частей: круг, квадрат (кирпичик, шар).

Ориентировка в пространстве

Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления.

Математическое развлечение

«Осень в гости к нам пришла»

Цель: учить детей составлять математические задачи, упражнять в решении примеров, развивать интерес к играм, развивать творчество, воображение.

Ноябрь

Количество

Группировка однородных предметов по указанным признакам, называть их количество, оперируя понятиями «много» - «один». Использование таких ситуаций, когда установление равенства — неравенства предметов становится необходимым. Например, взрослый предлагает малышу: «Давай покормим твоих кукол!» Вместе с ребенком он рассаживает кукол и предлагает накрыть на стол: каждой кукле надо поставить тарелку, а к каждой тарелке положить ложку. Малыш с удовольствием играет с любимыми игрушками. Перед взрослым же, который должен выступать как равноправный партнер по игре, стоит серьезная обучающая задача. Он показывает ребенку способ сравнения двух групп предметов: «Чтобы всем куклам хватило тарелок, давай перед каждой куклой поставим тарелку (подкладывание предметов одной группы под предметами другой группы). Мы сразу увидим, у всех ли есть тарелки. Чтобы всем хватило ложек, давай положим ложку на каждую тарелку» (способ накладывания предметов одной группы на предметы другой группы).

Величина

Знакомство со словами «большой», «поменьше», «маленький».

Форма

Знакомство с геометрическими фигурами: прямоугольник, треугольник. Научить их различать, запоминать названия.

Ориентировка в пространстве

Практическое освоение окружающего пространства (помещение группы). Учить находить спальню, игровую, туалетную и другие комнаты.

Математическая игра-развлечение

«Собираем урожай»

Цель: развивать интерес к играм, в процессе развлечения упражнять в счете, учить детей делить предметы поровну, прививать любовь к математике.

Декабрь

Количество

Группировка однородных предметов по указанным признакам, называть их количество, оперируя понятиями «много» - «один»; «один» - «много». Попарное соотнесение двух групп предметов, которое позволяет определять, чего больше, чего меньше или поровну. Ребенок помогает накрывать на стол: к каждой тарелке положить ложку, нож, вилку, под каждой чашкой поставить блюдце и т. д.

Величина

Сравнение двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Дидактическая игрушка: матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши.

Форма

Учить различать предметы по форме и называть их. Круг. Квадрат. Прямоугольник. Треугольник. Овал.

На плоскостных геометрических фигурах схематически изобразить лица. Получается фигурки-человечки, с которыми можно играть. Предложить малышу уложить спать каждого в свою кроватку («кроватка» контурное изображение круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, овала на полоске картона). Каждая фигурка-человечек должна обязательно найти свою кроватку.

Ориентировка в пространстве

Ориентировка в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Математическое развлечение

«Украшаем елку» Цель: учить детей соревноваться в процессе игр, добиваться хороших результатов, формировать интерес к математике, получать чувство удовлетворения, стремление преодолеть трудности.

Январь

Количество

Группировка однородных предметов по указанным признакам, называть их количество, оперируя понятиями «много» - «один»; «много» - «мало». Игровые ситуации.

Величина

Сравнение двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Игра с мячами. Взрослый кладет на стол два мяча: один маленький, другой побольше. Он берет маленький мяч и предлагает ребенку взять другой: «У кого мяч больше?» «У меня», — говорит малыш. Тогда взрослый быстро убирает свой маленький мяч под стул и достает оттуда мяч, который больше, чем у ребенка: «Нет, у меня большой мяч, а у тебя маленький». Мячи сравниваются. Затем взрослый предлагает малышу закрыть глаза, забирает его мяч и кладет перед ним самый большой. Малыш открывает глаза и видит, что его мяч больше. После этого достаются все мячи. Взрослый выбирает мяч средней величины и предлагает ребенку с одной стороны от этого мяча положить мяч побольше, а с другой мяч поменьше. Получился ряд: большой, средний, маленький.

Форма

Показать различные пропорции и варианты геометрических форм. Раздать малышам чистые листы бумаги и сказать, что вы хотели бы подарить каждому человечку платочек. Для этого на лист бумаги надо наклеить его изображение. Наклеивая на белые квадраты по одной из пяти фигурок и выбирая, кому этот платочек подарить, дети снова сопоставляют эталоны между собой.

Ориентировка в пространстве

Ориентировка в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении

Математическая игра-развлечение.

«Мы сажаем». Проблемная ситуация.

Цель: учить детей выходить из проблемных ситуаций, закрепить умение раскладывать предметы в порядке возрастания размера, употреблять слова: самый большой, маленький, больше, меньше, развивать внимание, память, любознательность, творчество.

Февраль

Количество

Группировка однородных предметов по указанным признакам, называть их количество, оперируя понятиями «много» - «один»; «много» - «мало»; «мало» - «много». Игровые ситуации.

Величина

Сравнение двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Дети строят башню, располагая кубы так, чтобы башня была устойчивой: внизу самый большой, потом поменьше, потом еще меньше и т. д.

Форма

Показать различные пропорции и варианты геометрических форм. История, героями которой те же фигурки-человечки: «У всех фигурок-человечков были свои домики: у квадратиков — квадратный, у треугольников - треугольный, у кружков — круглый (листы бумаги с контурными изображениями домиков раскладываются на полу). Каждый вечер фигурки-человечки возвращались в свои домики. Они хорошо знали дорогу и никогда не путали, кто, где живет. Но вот однажды налетел сильный ветер и перепутал все домики. Вечером, возвращаясь домой, фигурки-человечки не смогли попасть в свои домики». Ребята помогают бедным человечкам найти свои домики. Раскладывая фигурки разного цвета и разной величины по своим местам, дети группируют геометрические фигуры с отвлечением от величины и цвета.

Ориентировка в пространстве

Продолжать учить ориентироваться в помещении своей группы, на участке; называть основные помещения, предметы игрового и физкультурного оборудования.

Математическое развлечение

«Путешествие в страну математики». Приложение№1

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, развивать внимание, формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях, воспитывать эстетические чувства, любовь к красивому.

Март

Количество

Расположение двух групп предметов. Сравнение и определение больше и меньше. Игровые ситуации.

Величина

Сравнение двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Игра со зверушками, раскладывая им мисочки: самому большому зверю — самую большую миску, зверю поменьше — и мисочку поменьше и т. д.

Форма

Показать различные пропорции и варианты геометрических форм. По данному образцу составлять картинки из геометрических фигур различной величины: дерево, ёлка.

Ориентировка в пространстве

Закреплять представления о предметах ближайшего окружения. Учить называть части предметов, их детали. Знакомить с назначением предметов.

Математическая игра-развлечение

Путешествие в сказку «Теремок».

Цель: учить детей видеть равенство и неравенство количества предметов с помощью сказки и сказочных героев, упражнять в составлении и решении математических задач, развивать умственные способности, эстетические чувства.

Апрель

Количество

Сравнение двух групп предметов, разделенные в пространстве, не прибегая ни к счету, ни к их перемещению. Игровая ситуация: «Всем ли гостям хватят стулья?». Взрослый рассказывает историю о том, что привезли очень интересные «мультики», а все куклы и зверушки побежали в кассу кинотеатра за билетами. Но кассир не продает билеты, потому что не знает, всем ли хватит стульев в зале. Как же быть? Чтобы решить эту задачу, взрослый предлагает ребенку взять круглые (зрители) и квадратные (стулья) фишки. Около каждого зрителя, стоящего у кассы, выкладывается кружочек (кружочки надо доставать из коробки по одному и подкладывать к каждой игрушке, чтобы никого не пропустить). «Теперь мы знаем, сколько у нас зрителей, - говорит взрослый, собирая все кружочки, разложенные под игрушками и выкладывая их в ряд на столе. - Вот сколько!» Далее взрослый берет коробку с квадратиками и предлагает пойти посмотреть, сколько стульев в зале: «На каждый стул положим квадратик!» Ребенок кладет по одному квадратику на каждый стул. Собрав все квадраты, лежащие на стульях, взрослый говорит: «Вот сколько у нас стульев!» Квадраты раскладываются под кружками на столе. Взрослый еще раз напоминает, что кружки, - это «как будто зрители», а квадраты — «как будто стулья», и предлагает определить, всем ли зрителям хватит стульев. Взрослый помогает сделать правильный вывод: «Правильно, кружков больше, чем квадратов, значит, зрителей больше, чем стульев».

Величина

Дать представление о длине, ширине, высоте предметов. Создавать такие ситуации (игровые, практические), при которых отдельные признаки предметов приобретают особую значимость. Играя в игрушки, он может сравнивать длину ушей зайца и лисы, длину их хвостов, длину клювов у птиц (журавль и гусь) и т. д.

Форма

Научить использовать геометрические формы для оценки окружающих предметов. По данному образцу составлять картинки из геометрических фигур различной величины: домик.

Ориентировка

Продолжать знакомить детей с предметами домашнего обихода. Научить различать и называть игрушки, мебель, одежду, посуду, фрукты, овощи, некоторые их свойства. Учить подбирать и группировать предметы по форме, цвету, величине.

Развлечение

«Поход в цирк»

Цель: учить детей соревноваться в процессе игр, добиваться хороших результатов, формировать интерес к математике, получать чувство удовлетворения, стремление преодолеть трудности.

Май

Количество

Дидактическая игра: «Строим дом». Перед ребенком на ковре кубики из строительного материала (как будто недостроенные дома). К ним нужны крыши, за которыми надо ехать на склад. Ребенок с удовольствием включается в игру, едет на склад, но не может ответить на вопрос кладовщика, сколько надо крыш. На помощь ему приходит взрослый: «Вернись на стройплощадку, возьми квадратики и положи по одному на каждый недостроенный дом. А когда снова поедешь на склад, возьми с собой все эти квадратики. Когда опять приедешь на склад, покажи квадратики (как будто дома), и кладовщику станет ясно, сколько тебе надо крыш». Ребенок отбирает крыши соответственно количеству квадратиков, возвращается на стройплощадку и достраивает дома.

Величина

Выделение отдельных параметров величины. Например, можно вырезать из бумаги реку. Машине, которая подъехала к реке, надо переехать на другую сторону. Дети решают, что нужен мост. Но ваш мост (прямоугольник из бумаги или картона) слишком короткий и не достает до другого берега. Принесите другой мост, длиннее первого, и по нему машина переедет на другой берег.

Форма

Научить использовать геометрические формы для оценки окружающих предметов. По данному образцу составлять картинки из геометрических фигур различной величины: машина или паровоз.

Ориентировка

Знакомить детей с транспортными средствами ближайшего окружения; учить различать и правильно называть некоторые из них, различать части автомашины (кабина, колесо, руль).

Развлечение

Путешествие в сказку «Колобок»

Цель: упражнять детей в счете, сравнивать предметы разной величины, развивать логическое мышление, творчество, прививать любовь к математике.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Возможности использования дидактического сборника в процессе обучения младших школьников английскому языку
Основной целью при обучении иностранному языку является развитие коммуникативной компетенции. Для достижения этой цели будет использоваться дидактический сборник. Под дидактическим сборником понимается сборник, содержащий игровые уроки, помогающие ребёнку учиться с увлечением, формировать предметны ...

Процессы памяти при обучении лексической стороне речи
В изучении иностранных языков находят свое выражение сложные процессы памяти. Психологические исследования в области памяти имеют для методики обучения иностранному языку особенно важное значении. Изучение свойств памяти помогает понять закономерности усвоения владения языком. Согласно словарю памя ...

Исследование навыков чтения детей с нарушением интеллекта
Исследовательская работа проводилась в специальной (коррекционной) школе VIII вида города Смоленска, во 2 классе. В экспериментальную группу входило 5 детей. С группой работает классный руководитель: Н.Б. Миронова, психолог: Т.А. Капора и логопед: Л.Н. Устименко. Для исследования было отобрано 5 де ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru