Младшим школьным принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам их обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется уклад его жизни, его социальное положение в коллективе и семье. Основной ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться на протяжении последующих 11-ти лет.
У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения. Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.
Вместе с другими функциями развивается произвольное внимание, мотивация учения, чувство ответственности за успех учебной деятельности. В первом-втором классах уровень произвольного поведения все еще невысокий, дети еще весьма импульсивны и несдержанны.
Помимо сказанного выше, младшие школьники более уравновешены, мотивированы и положительно настроены, нежели дошкольники или подростки. По словам В.В. Давыдова, им присущи устойчивые радостные и бодрые настроения. Однако это не исключает эмоциональных срывов, которые могут возникать при длительном расхождении между уровнем притязаний и возможностями их удовлетворения.
Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений дошкольник запоминает 3-5, а младший школьник – 6-8. Согласно исследованиям зарубежных физиологов, “ребёнок до девяти лет – это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом”.
Существует распространенное мнение о том, что раннее изучение иностранного языка приводит к логопедическим проблемам и ухудшает усвоение родного языка, а также снижает уровень интеллекта. Однако многолетнее экспериментальное обучение иностранному языку, проводившееся коллективом лаборатории обучения иностранным языкам НИИ общего и среднего образования АПН РФ, подтвердило благотворное влияние изучения данного предмета на детей, на их общее психическое развитие (память, внимание, воображение, мышление), на выработку у учащихся способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком, на речевое развитие обучающихся в целом.
В связи с особенностями развития младших школьников, уроки следует строить иначе, нежели со старшими учениками. Каждый урок должен быть максимально приближен к естественному общению, чтобы дети как можно раньше почувствовали результаты своих усилий.
Таким образом, обучение в целом, и иностранному языку в частности, в начальной школе не может не учитывать всех вышеупомянутых особенностей. Обучение необходимо строить не вопреки “несовершенству” развития ребенка, а отталкиваясь от естественных перспектив его психического развития, выстраивая всю систему обучения и, в том числе и контроля, с целью дальнейшего развития общих и коммуникативных способностей детей. Целесообразно средствами иностранного языка и иноязычного учебного общения реализовывать воспитывающую, развивающую общеобразовательную функцию иностранного языка как учебного предмета.
Другое о педагогике:
Нетрадиционные уроки в начальной школе
С середины 70-х гг. в Отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными урокам ...
Проблемные ситуации как основа проблемного обучения
Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Условием возникновения проблемной ситуации являет ...
Теоретические аспекты изучения детской одаренности
1. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок» Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с дру ...