Психолого-возрастные особенности учащихся начальных классов

Младшим школьным принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам их обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется уклад его жизни, его социальное положение в коллективе и семье. Основной ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться на протяжении последующих 11-ти лет.

У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения. Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.

Вместе с другими функциями развивается произвольное внимание, мотивация учения, чувство ответственности за успех учебной деятельности. В первом-втором классах уровень произвольного поведения все еще невысокий, дети еще весьма импульсивны и несдержанны.

Помимо сказанного выше, младшие школьники более уравновешены, мотивированы и положительно настроены, нежели дошкольники или подростки. По словам В.В. Давыдова, им присущи устойчивые радостные и бодрые настроения. Однако это не исключает эмоциональных срывов, которые могут возникать при длительном расхождении между уровнем притязаний и возможностями их удовлетворения.

Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений дошкольник запоминает 3-5, а младший школьник – 6-8. Согласно исследованиям зарубежных физиологов, “ребёнок до девяти лет – это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом”.

Существует распространенное мнение о том, что раннее изучение иностранного языка приводит к логопедическим проблемам и ухудшает усвоение родного языка, а также снижает уровень интеллекта. Однако многолетнее экспериментальное обучение иностранному языку, проводившееся коллективом лаборатории обучения иностранным языкам НИИ общего и среднего образования АПН РФ, подтвердило благотворное влияние изучения данного предмета на детей, на их общее психическое развитие (память, внимание, воображение, мышление), на выработку у учащихся способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком, на речевое развитие обучающихся в целом.

В связи с особенностями развития младших школьников, уроки следует строить иначе, нежели со старшими учениками. Каждый урок должен быть максимально приближен к естественному общению, чтобы дети как можно раньше почувствовали результаты своих усилий.

Таким образом, обучение в целом, и иностранному языку в частности, в начальной школе не может не учитывать всех вышеупомянутых особенностей. Обучение необходимо строить не вопреки “несовершенству” развития ребенка, а отталкиваясь от естественных перспектив его психического развития, выстраивая всю систему обучения и, в том числе и контроля, с целью дальнейшего развития общих и коммуникативных способностей детей. Целесообразно средствами иностранного языка и иноязычного учебного общения реализовывать воспитывающую, развивающую общеобразовательную функцию иностранного языка как учебного предмета.


Другое о педагогике:

Морфология диссертации
Представление диссертационного исследования (ДИ), как и науки в качестве социального куматоида, предполагает существование его структуры с набором структурных элементов, слабо изменяющейся от диссертации к диссертации. По этому поводу М.А. Розов пишет: «Посмотрите и сравните друг с другом рефераты ...

Модели подготовки специалистов по социальной работе
Организация подготовки и переподготовки кадров различной квалификации имеет в нашей стране давние и прочные традиции. Начиная с XVIII в. развивается университетское и институтское образование, затем среднее специальное образование. Естественно, что подготовка по новой специальности, а тем более так ...

Задания на дом
Физическое воспитание учащихся нельзя полностью осуществлять только на учебных занятиях, так как два часа занятий в неделю не обеспечивают прочного усвоения знаний и навыков в физических упражнениях . Чтобы достичь больших успехов в обучении и в овладении учащимися учебным материалом, необходима та ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru