Наблюдение. Задание было следующим: пронаблюдать учебную деятельность младших школьников, результаты зафиксировать в протоколе. От студента требуется внимательность, умение сконцентрироваться на одном – изучаемом – объекте, объективность, умение отвлеченно, отстраненно от своих личных суждений наблюдать процесс и фиксировать только реально происходящее, без собственных "домыслов". Выводы об учебной деятельности младшего школьника учащийся-исследователь сможет сделать лишь после того, как осмыслит, что представляет собой учебная деятельность, каковы методы её оценки, осознание последних выведет студента на понимание границ применимости использованного им метода феноменологического (фиксирование в протоколе "всего подряд" с "отказом" от личной интерпретации увиденного) наблюдения.
Опрос. Студенты должны были провести исследование с помощью метода глубинного интервью, обработать данные и представить полученные результаты. При проведении глубинного интервью исследователю необходимо вытащить основание и обоснование ответа, который дает респондент. Для этого потребуется умение организовывать коммуникацию, создавать атмосферу "доверительных отношений", чтобы респондент свободно мог высказывать и аргументировать свою точку зрению, позицию.
Объединяет все три вида работ характер выполняемой студентом исследовательской деятельности – воспроизводство, или репродуктивный уровень осуществления действий, предполагающий, что студент не выходит в своей деятельности за пределы известных ему правил и инструкций, работает по "подсказке", по выверенным образцам и стандартам. В основе его деятельности лежит методика, в которой уже проставлены цели и задачи, описан метод анализа и формат представления результатов, студент должен только воспроизвести все "предписанные" действия и, в лучшем случае, рефлексивно отнестись к проделанной работе.
На основе анализа содержания "плюсовых" отчетов удалось выделить общие смысловые блоки:
Метод исследования;
Методика, процедура исследования;
Анализ полученных данных, представление результатов.
"+!"-отчёты содержат помимо указанных трёх компонентов ещё два:
Соотнесение методики с теоретическими положениями, концептами; актуальность проводимого исследования, постановка проблемы, целей, задач, выдвижение гипотезы;
Рефлексивные суждения о методике, полученных результатах, освоенном методе; рекомендации.
Таким образом, Мастер-преподаватель оценивал работы студентов по наличию / отсутствию указанных пяти характеристик, их полноты и "качества".
Выделенные критерии оценки и составляют методику диагностики степени усвоения студентами дополнительной квалификации "Преподаватель" группы ПМ – 42 (2002 г.) изучаемых методов педагогического исследования в курсе "МПИ".
Другое о педагогике:
Беспризорность в 20-30-е годы ХХ века
В начале 20-х гг. беспризорность в стране продолжала носить массовый характер. Поэтому советское правительство продолжало создавать новые детские дома, открывать ночлежки для беспризорных детей, трудовые коммуны, детские социальные инспекции, которые вели борьбу с беспризорностью, защищали права де ...
Классификация учебных проектов
Учебные проекты находят все более широкое применение в образовательном процессе, поэтому возникла насущная необходимость в их классификации. Е.С. Полат предложена следующая классификация проектов: 1. По доминирующей в проекте деятельности
: Исследовательские проекты. Основные требования к таким про ...
Организация игры. Роль и место преподавателя в дидактических
играх
Успешность проведения игры на занятии целиком зависит от преподавателя. Педагог должен организовать творческую игру учащихся, умело ввести их в нее, заинтересовать. Что для этого необходимо и как это сделать? 1. При игре недопустимы отношения, которые существуют в условиях репродуктивного обучения ...