Наблюдение. Задание было следующим: пронаблюдать учебную деятельность младших школьников, результаты зафиксировать в протоколе. От студента требуется внимательность, умение сконцентрироваться на одном – изучаемом – объекте, объективность, умение отвлеченно, отстраненно от своих личных суждений наблюдать процесс и фиксировать только реально происходящее, без собственных "домыслов". Выводы об учебной деятельности младшего школьника учащийся-исследователь сможет сделать лишь после того, как осмыслит, что представляет собой учебная деятельность, каковы методы её оценки, осознание последних выведет студента на понимание границ применимости использованного им метода феноменологического (фиксирование в протоколе "всего подряд" с "отказом" от личной интерпретации увиденного) наблюдения.
Опрос. Студенты должны были провести исследование с помощью метода глубинного интервью, обработать данные и представить полученные результаты. При проведении глубинного интервью исследователю необходимо вытащить основание и обоснование ответа, который дает респондент. Для этого потребуется умение организовывать коммуникацию, создавать атмосферу "доверительных отношений", чтобы респондент свободно мог высказывать и аргументировать свою точку зрению, позицию.
Объединяет все три вида работ характер выполняемой студентом исследовательской деятельности – воспроизводство, или репродуктивный уровень осуществления действий, предполагающий, что студент не выходит в своей деятельности за пределы известных ему правил и инструкций, работает по "подсказке", по выверенным образцам и стандартам. В основе его деятельности лежит методика, в которой уже проставлены цели и задачи, описан метод анализа и формат представления результатов, студент должен только воспроизвести все "предписанные" действия и, в лучшем случае, рефлексивно отнестись к проделанной работе.
На основе анализа содержания "плюсовых" отчетов удалось выделить общие смысловые блоки:
Метод исследования;
Методика, процедура исследования;
Анализ полученных данных, представление результатов.
"+!"-отчёты содержат помимо указанных трёх компонентов ещё два:
Соотнесение методики с теоретическими положениями, концептами; актуальность проводимого исследования, постановка проблемы, целей, задач, выдвижение гипотезы;
Рефлексивные суждения о методике, полученных результатах, освоенном методе; рекомендации.
Таким образом, Мастер-преподаватель оценивал работы студентов по наличию / отсутствию указанных пяти характеристик, их полноты и "качества".
Выделенные критерии оценки и составляют методику диагностики степени усвоения студентами дополнительной квалификации "Преподаватель" группы ПМ – 42 (2002 г.) изучаемых методов педагогического исследования в курсе "МПИ".
Другое о педагогике:
Новый подход в проведении экспериментальных заданий по
физики с помощью Лего-констукторов на примере раздела «Механика»
физика школьный экспериментальный механика Реализация современных требований к сформированности экспериментальных умений невозможна без использования новых подходов к проведению практических работ. Необходимо использовать методику, при которой лабораторные работы выполняют не иллюстративную функцию ...
Комплекс упражнений для развития навыков фонетики на начальном этапе
Разработанный нами комплекс фонетических упражнений рассчитан на младших школьников и включает в себя игровые и песенные технологии. Он рассчитан на четыре занятия, а также включает в себя подготовку и показ сценки на школьном мероприятии. На каждом занятии учащимся предлагается прослушать песню и ...
Задания на дом
Физическое воспитание учащихся нельзя полностью осуществлять только на учебных занятиях, так как два часа занятий в неделю не обеспечивают прочного усвоения знаний и навыков в физических упражнениях . Чтобы достичь больших успехов в обучении и в овладении учащимися учебным материалом, необходима та ...