Анализ и практическая апробация курса "Методы педагогического исследования"

Страница 2

Наблюдение. Задание было следующим: пронаблюдать учебную деятельность младших школьников, результаты зафиксировать в протоколе. От студента требуется внимательность, умение сконцентрироваться на одном – изучаемом – объекте, объективность, умение отвлеченно, отстраненно от своих личных суждений наблюдать процесс и фиксировать только реально происходящее, без собственных "домыслов". Выводы об учебной деятельности младшего школьника учащийся-исследователь сможет сделать лишь после того, как осмыслит, что представляет собой учебная деятельность, каковы методы её оценки, осознание последних выведет студента на понимание границ применимости использованного им метода феноменологического (фиксирование в протоколе "всего подряд" с "отказом" от личной интерпретации увиденного) наблюдения.

Опрос. Студенты должны были провести исследование с помощью метода глубинного интервью, обработать данные и представить полученные результаты. При проведении глубинного интервью исследователю необходимо вытащить основание и обоснование ответа, который дает респондент. Для этого потребуется умение организовывать коммуникацию, создавать атмосферу "доверительных отношений", чтобы респондент свободно мог высказывать и аргументировать свою точку зрению, позицию.

Объединяет все три вида работ характер выполняемой студентом исследовательской деятельности – воспроизводство, или репродуктивный уровень осуществления действий, предполагающий, что студент не выходит в своей деятельности за пределы известных ему правил и инструкций, работает по "подсказке", по выверенным образцам и стандартам. В основе его деятельности лежит методика, в которой уже проставлены цели и задачи, описан метод анализа и формат представления результатов, студент должен только воспроизвести все "предписанные" действия и, в лучшем случае, рефлексивно отнестись к проделанной работе.

На основе анализа содержания "плюсовых" отчетов удалось выделить общие смысловые блоки:

Метод исследования;

Методика, процедура исследования;

Анализ полученных данных, представление результатов.

"+!"-отчёты содержат помимо указанных трёх компонентов ещё два:

Соотнесение методики с теоретическими положениями, концептами; актуальность проводимого исследования, постановка проблемы, целей, задач, выдвижение гипотезы;

Рефлексивные суждения о методике, полученных результатах, освоенном методе; рекомендации.

Таким образом, Мастер-преподаватель оценивал работы студентов по наличию / отсутствию указанных пяти характеристик, их полноты и "качества".

Выделенные критерии оценки и составляют методику диагностики степени усвоения студентами дополнительной квалификации "Преподаватель" группы ПМ – 42 (2002 г.) изучаемых методов педагогического исследования в курсе "МПИ".

Страницы: 1 2 


Другое о педагогике:

Достоинства и недостатки проблемного обучения
Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следователь ...

Телекоммуникационный проект и его использование
в учебном процессе Телекоммуникационные сети, позволившие учащимся и учителям из разных стран общаться друг с другом, появились в начале 80-х годов. Теле­коммуникации тогда использовались лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа заключалась в обмене письмами между учащ ...

Профессиональная позиция педагога-воспитателя с точки зрения отношения к своей профессии
Теоретическое представление о воспитании – это в первую очередь качественная характеристика профессионального мышления, позволяющая «видеть» процесс в сиюминутном событии, а воспитательный результат – в реакции ребенка. Влияние теоретических взглядов имеет свое выражение, форму своего выявления. Он ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru