Анализ и практическая апробация курса "Методы педагогического исследования"

Страница 2

Наблюдение. Задание было следующим: пронаблюдать учебную деятельность младших школьников, результаты зафиксировать в протоколе. От студента требуется внимательность, умение сконцентрироваться на одном – изучаемом – объекте, объективность, умение отвлеченно, отстраненно от своих личных суждений наблюдать процесс и фиксировать только реально происходящее, без собственных "домыслов". Выводы об учебной деятельности младшего школьника учащийся-исследователь сможет сделать лишь после того, как осмыслит, что представляет собой учебная деятельность, каковы методы её оценки, осознание последних выведет студента на понимание границ применимости использованного им метода феноменологического (фиксирование в протоколе "всего подряд" с "отказом" от личной интерпретации увиденного) наблюдения.

Опрос. Студенты должны были провести исследование с помощью метода глубинного интервью, обработать данные и представить полученные результаты. При проведении глубинного интервью исследователю необходимо вытащить основание и обоснование ответа, который дает респондент. Для этого потребуется умение организовывать коммуникацию, создавать атмосферу "доверительных отношений", чтобы респондент свободно мог высказывать и аргументировать свою точку зрению, позицию.

Объединяет все три вида работ характер выполняемой студентом исследовательской деятельности – воспроизводство, или репродуктивный уровень осуществления действий, предполагающий, что студент не выходит в своей деятельности за пределы известных ему правил и инструкций, работает по "подсказке", по выверенным образцам и стандартам. В основе его деятельности лежит методика, в которой уже проставлены цели и задачи, описан метод анализа и формат представления результатов, студент должен только воспроизвести все "предписанные" действия и, в лучшем случае, рефлексивно отнестись к проделанной работе.

На основе анализа содержания "плюсовых" отчетов удалось выделить общие смысловые блоки:

Метод исследования;

Методика, процедура исследования;

Анализ полученных данных, представление результатов.

"+!"-отчёты содержат помимо указанных трёх компонентов ещё два:

Соотнесение методики с теоретическими положениями, концептами; актуальность проводимого исследования, постановка проблемы, целей, задач, выдвижение гипотезы;

Рефлексивные суждения о методике, полученных результатах, освоенном методе; рекомендации.

Таким образом, Мастер-преподаватель оценивал работы студентов по наличию / отсутствию указанных пяти характеристик, их полноты и "качества".

Выделенные критерии оценки и составляют методику диагностики степени усвоения студентами дополнительной квалификации "Преподаватель" группы ПМ – 42 (2002 г.) изучаемых методов педагогического исследования в курсе "МПИ".

Страницы: 1 2 


Другое о педагогике:

Конкретизация обучающих и когнитивных целей
Общая цель: дать основной материал по теме, сформировать, необходимые ЗУН у учеников. Обучающие цели: - Объяснить, что такое композиция; - Объяснить различия между объемной, плоскостной и пространственной композициями; - Объяснить, что такое симметрия, асимметрия, ритм, метр; - Показать примеры сим ...

Анализ учебно-методической и специальной литературы по выбранной теме
Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений "Педагогика" под редакцией Виталия Александровича Сластенина изданное в 2002 году стало для всех студентов эталоном фундаментального подхода к изучению проблемы воспитательных и образовательных процессов в современной ш ...

Игры и упражнения для обогащения словарного запаса учащихся
Потерялся поясок Цель: Упражнять детей в различении большого количества оттенков (пяти-шести) одного цвета. Совершенствовать навык описания предметов одежды (платьев, пальто, курток и др.). Игровой материал: Таблицы с наклеенными на них платьями, пальто или куртками, вырезанными из бумаги одного цв ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru