Влияние сюжетно-ролевых игр на дошкольный возраст

Страница 2

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т.д. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Ребенок-шофер, он везет блоки на строительство, затем он грузовик, выгружающий эти блоки, наконец, рабочий-строитель, строящий дом. В совместной игре эти функции распределяются между несколькими детьми. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности (например, рисунок), и она освобождается от влияния игры.

Выше рассмотрено значение игр для умственного и в целом психического развития ребенка. Однако не менее важна роль сюжетной игры в формировании нравственных качеств, а также в их физическом развитии. При соответствующей организации предметно-игровой среды можно добиться в сюжетных играх большей подвижности детей, сочетающейся с ориентировкой в пространстве. Этому способствует применение легких крупногабаритных конструкций, имитирующих элементы предметной среды, которые дети в зависимости от замысла могут свободно перемещать в пространстве, создавая необходимые условия для развертывания игрового сюжета.

Гибкая программа поведения детей в сюжетных играх создает благоприятные условия для удовлетворения их потребности в движении и поддержания эмоционально-положительного тонуса. Немаловажным является и то обстоятельство, что в игру такого рода дети могут по желанию включиться или выйти из нее, что дает возможность избежать переутомления.

Сюжетные игры оказывают влияние и на эстетическое воспитание детей. Это обеспечивается, прежде всего, подбором игрушек и атрибутов, отвечающих требованиям высокого художественного вкуса, а также соответствующим оформлением предметных и игровых зон в помещении и на участке детского сада. Немаловажное значение имеет эстетика содержания самих игр.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное отношение взрослых к учению, чем к игре, постепенно, исподволь перестраивает и отношение к нему со стороны ребенка. У него складывается желание и первоначальное умение учиться.

В данной главе были подробно рассмотрены сущность и структура сюжетно-ролевой игры.

В структуру сюжетно-ролевой игры входят: роль, содержание, правила, сюжет. В игре дети учатся общению друг с другом. Так же рассмотрено усвоение нравственной нормы у дошкольников в различных ситуациях: 1) в вербальном плане; 2) в реальных житейских ситуациях; 3) в отношениях по поводу игры; 4) в сюжетно-ролевых отношениях.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Межкультурное образование в детском возрасте - актуальная проблема современности
Неравенство в развитии государств и обществ стало столь очевидным, что миграцию остановить уже невозможно. В то же время демографические проблемы большинства развитых стран побуждают теперь правительства этих государств не к закрытию границ, а к поиску новых путей совместного существования различны ...

Понятие внимания
Во время бодрствования человек постоянно что-то слышит, видит, чувствует, о чем-то думает или с кем-то говорит, что-то делает. Сознание не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все, что воздействует на человека. Он выделяет то, что представляет для него интерес, соответствует его ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при у ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru