Совершенствование системы дополнительного образования

Педагогическая теория » Совершенствование системы дополнительного образования

Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.

В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни.

Актуальность исследования состоит в том, что система дополнительного образования детей все больше воспринимаются как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). В силу этого процесс модернизации системы дополнительного образования способствует тому, что учреждения дополнительного образования детей становятся субъектами рынка образовательных услуг.

Отсюда следует, что в современных условиях от умения руководства учреждения дополнительного образования детей своевременно провести мероприятия по модернизации и развитию этого учреждения зависит сохранность, развитие и востребованность в обществе услуг, предоставляемых этим учреждение. Особое значение приобретает выработка стратегических изменений и переориентация образовательного процесса в соответствии с потребностями общества.

Теоретической основой являются концептуальные положения о развитии личности в дополнительном образовании (В.А. Березина, А.К. Бруднов, В.А. Горский, М.Б. Коваль); теории формирования всесторонне развитой личности, разработанной классиками отечественной педагогики (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий); идея развития дошкольного воспитания на базе учреждений дошкольного образования (А.Я. В.И. Андреев, А.И. Щетинская); исследования в области повышения квалификации и развития уровня профессионализма педагога дополнительного образования (В.Г. Бочарова, М.А. Валеева, И.В. Калиш);

Цель дипломного проекта: совершенствование системы дополнительного образования на примере Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» г. Оренбурга.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть теоретические аспекты становления и функционирования системы дополнительного образования детей в Российской Федерации.

Исследовать направления развития Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей».

Разработать мероприятия по развитию Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей».

Объект исследования – система дополнительного образования детей.

Предмет исследования: пути совершенствования системы дополнительного образования детей.

В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой теме; изучение педагогического опыта учреждений дополнительного образования детей с помощью наблюдения, опроса, тестирования, анализ опытно-экспериментальной деятельности, эмпирические исследования, включающие анкетные опросы.

Методологической основой исследования послужил анализ существующих проблем развития системы дополнительного образования детей в работах отечественных и зарубежных авторов посвященные проблемам развития учреждений дополнительного образования, формам и методам совершенствования их деятельности.

База исследования: Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» Южного административного округа г. Оренбурга.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработаны мероприятия по развитию Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей»; проанализирована возможность внедрения дошкольного образовательного комплекса на базе МУДОД «Центр эстетического воспитания детей»; подготовлены рекомендации по внедрению платных образовательных услуг; предложенный комплекс мероприятий по совершенствования системы дополнительного образования может быть использован МУДОД «Центр эстетического воспитания детей» и другими учреждениями дополнительного образования детей.

Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые и законодательные акты Российской Федерации и Оренбургской области, официальные информационно-статистические данные министерства образования Оренбургской области, территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, Образовательная программа МУДОД «ЦЭВД», материалы периодической печати, статистическая и аналитическая информация, опубликованная в различных изданиях и статистических сборниках, наблюдения и данные, полученные автором в процессе самостоятельного исследования.


Другое о педагогике:

Методика обучения двигательным действиям, предусмотренных школьной программой
Обучение двигательным действиям начинается с I класса. По мере обучения от класса к классу количество двигательных действий увеличивается, а их биомеханическая структура усложняется. Изученные двигательные действия могут переходить в элементы других, более сложных двигательных актов, использоваться ...

Классификация учебных проектов
Учебные проекты находят все более широкое применение в образовательном процессе, поэтому возникла насущная необходимость в их классификации. Е.С. Полат предложена следующая классификация проектов: 1. По доминирующей в проекте деятельности : Исследовательские проекты. Основные требования к таким про ...

Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении
Построение развивающей среды с учетом основных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности. Помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности. Важно, чтобы в окружении ребенка находился стимулирующий его развитие материал трех типов: во-первых, испол ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru