Системы производственного обучения

Страница 2

Сущность системы заключается в том, что сначала трудовой процесс расчленяется на дробные составные части - трудовые приемы, действия, движения, которые в дальнейшем изучались учащимися отдельно в системе упражнений (тренировки). Система была ориентирована на получение навыков учащихся в работе.

Достоинства системы:

У учащихся создавались прочные автоматизированные навыки при выполнении элементов трудового процесса;

в этой системе впервые разработана и применена дидактически обоснованная, соответствующая психофизиологическим закономерностям трудовой деятельности последовательность формирования трудовых умений и навыков: трудовое движение – трудовое действие – трудовой прием – трудовая операция – трудовой процесс;

Недостатки системы:

Система недооценивала роль производственного труда, особенно его воспитательное значение;

учащиеся привыкли к шаблонному выполнению работы, что не способствовало развитию у них творческого подхода к выполнению трудовых операций;

механическая тренировка отдельных компонентов трудового процесса, не содержащая новых познавательных элементов, не могла вызывать интереса учащихся к работе;

длительные перерывы в работе приводили к деавтоматизации навыков;

IV. Операционно-комплексная система

Для профессий ручного и машинно-ручного труда – ведущая система обучения. широко применяется на современном этапе.

Достоинства системы:

Система сохраняла все достоинства операционной системы и предметной систем обучения, так как при обучении учащиеся акцентировали внимание на разделении технологического процесса изготовления изделия на операции и выполняли эти операции в составе постепенно усложняющихся комплексных работ.

Недостатки системы:

подходит только для специальностей ручного и машинно-ручного труда;

иногда возникают трудности с включением учащихся в производство полезной продукции, так как комплексная работа – это не всегда выполнение изделия в целом, а только часть его.

V. Проблемно-аналитическая система

Проблемно – аналитическая система производственного обучения разработана С.Я. Батышевым для производственного обучения в условиях автоматизации производства и появления рабочих профессий, в которых преобладают интеллектуальные знания и навыки. При этой системе «на основе анализа изучаемых процессов труда весь материал программы расчленяется на отдельные учебные проблемы, имеющие по возможности самостоятельное значение; выделяются элементы, составляющие трудовой процесс, а также элементы умственной деятельности, необходимые при регулировании технологических процессов. Преследует цели формирования у рабочих расчетных, управленческих, диагностических, коммуникативных навыков. Состоит в разделении содержания обучения на учебные проблемы и элементы трудового процесса и в определении соответствующих функций по регулированию технологических процессов и оборудования, овладению умениями и навыками в определенной последовательности, обусловленной реальными условиями производства и характером участия в нем рабочего. Учебные проблемы связаны с реально существующими технологическими процессами, отражают все то, что есть на практике. Изучение каждой проблемы проводится не изолированно, не разобщено, а во взаимодействии с другими проблемами: сначала общее знакомство с технологическим процессом в целом, затем он расчленяется на проблемы, раскрывается структура проблем (ситуаций) и связь между ними. Обучающиеся овладевают навыками и умениями по каждой проблеме в отдельности в определенной последовательности, соответствующей течению технологического процесса и характеру участия в нем соответствующей специальности. Каждая учебная проблема является самостоятельным заданием производственного обучения, включает последовательное общее знакомство с технологическим процессом, выделение проблем, установление связи между ними, изучение каждой проблемы в отдельности, анализ учебной ситуаций. Система предусматривает 3 периода обучения изучение и упражнения в выполнении отдельной ситуаций, проблемы в целом, освоение всего технологического процесса, когда учащиеся самостоятельно выполняют все задания. В каждом периоде выделяются этапы решения интеллектуальных задач (одна из основных функций системы) и самостоятельная работа под руководством инструктора. Учащиеся овладевают приемами умственной деятельности (планирование, наблюдение, выделение признаков, дифференциация, систематизация и обобщение фактического материала и др.), приобретают навыки контроля и самоконтроля, что свидетельствует об их развитии и готовности заниматься более сложными проблемами. Однако учащимся трудно запоминать последовательность выполнения действий, отличать основные ситуации от второстепенных и переносить обретенные навыки на новые виды деятельности. Система широко применяется при подготовке рабочих машиностроительного профиля. Однако практика показывает, что и эта система еще не может считаться полностью отвечающей требованиям.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Экспериментальные исследование по выявлению сформированности ответственности у детей группы риска
Констатирующий эксперимент проводился в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Феникс», расположенном по адресу:Вологодская обл., Череповец г., ул. Архангельская, 116 Вологодская обл., Вологда г., Московское ш. 40 д.Вологодская обл., Череповец г., ул. Архангельская, 116 Вологодск ...

Расчет сметной стоимости проекта
Целью данного раздела является определение сметной стоимости разработки проекта «Разработка элементов УМК дисциплины «Формообразование». Сметная стоимость разработки проекта – это общая сумма затрат на его выполнение. Основные задачи: рассчитать общую сумму расходов по следующим калькуляционным ста ...

Игры и тренинги
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических и тренингах. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметам ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru