Системы производственного обучения

Страница 2

Сущность системы заключается в том, что сначала трудовой процесс расчленяется на дробные составные части - трудовые приемы, действия, движения, которые в дальнейшем изучались учащимися отдельно в системе упражнений (тренировки). Система была ориентирована на получение навыков учащихся в работе.

Достоинства системы:

У учащихся создавались прочные автоматизированные навыки при выполнении элементов трудового процесса;

в этой системе впервые разработана и применена дидактически обоснованная, соответствующая психофизиологическим закономерностям трудовой деятельности последовательность формирования трудовых умений и навыков: трудовое движение – трудовое действие – трудовой прием – трудовая операция – трудовой процесс;

Недостатки системы:

Система недооценивала роль производственного труда, особенно его воспитательное значение;

учащиеся привыкли к шаблонному выполнению работы, что не способствовало развитию у них творческого подхода к выполнению трудовых операций;

механическая тренировка отдельных компонентов трудового процесса, не содержащая новых познавательных элементов, не могла вызывать интереса учащихся к работе;

длительные перерывы в работе приводили к деавтоматизации навыков;

IV. Операционно-комплексная система

Для профессий ручного и машинно-ручного труда – ведущая система обучения. широко применяется на современном этапе.

Достоинства системы:

Система сохраняла все достоинства операционной системы и предметной систем обучения, так как при обучении учащиеся акцентировали внимание на разделении технологического процесса изготовления изделия на операции и выполняли эти операции в составе постепенно усложняющихся комплексных работ.

Недостатки системы:

подходит только для специальностей ручного и машинно-ручного труда;

иногда возникают трудности с включением учащихся в производство полезной продукции, так как комплексная работа – это не всегда выполнение изделия в целом, а только часть его.

V. Проблемно-аналитическая система

Проблемно – аналитическая система производственного обучения разработана С.Я. Батышевым для производственного обучения в условиях автоматизации производства и появления рабочих профессий, в которых преобладают интеллектуальные знания и навыки. При этой системе «на основе анализа изучаемых процессов труда весь материал программы расчленяется на отдельные учебные проблемы, имеющие по возможности самостоятельное значение; выделяются элементы, составляющие трудовой процесс, а также элементы умственной деятельности, необходимые при регулировании технологических процессов. Преследует цели формирования у рабочих расчетных, управленческих, диагностических, коммуникативных навыков. Состоит в разделении содержания обучения на учебные проблемы и элементы трудового процесса и в определении соответствующих функций по регулированию технологических процессов и оборудования, овладению умениями и навыками в определенной последовательности, обусловленной реальными условиями производства и характером участия в нем рабочего. Учебные проблемы связаны с реально существующими технологическими процессами, отражают все то, что есть на практике. Изучение каждой проблемы проводится не изолированно, не разобщено, а во взаимодействии с другими проблемами: сначала общее знакомство с технологическим процессом в целом, затем он расчленяется на проблемы, раскрывается структура проблем (ситуаций) и связь между ними. Обучающиеся овладевают навыками и умениями по каждой проблеме в отдельности в определенной последовательности, соответствующей течению технологического процесса и характеру участия в нем соответствующей специальности. Каждая учебная проблема является самостоятельным заданием производственного обучения, включает последовательное общее знакомство с технологическим процессом, выделение проблем, установление связи между ними, изучение каждой проблемы в отдельности, анализ учебной ситуаций. Система предусматривает 3 периода обучения изучение и упражнения в выполнении отдельной ситуаций, проблемы в целом, освоение всего технологического процесса, когда учащиеся самостоятельно выполняют все задания. В каждом периоде выделяются этапы решения интеллектуальных задач (одна из основных функций системы) и самостоятельная работа под руководством инструктора. Учащиеся овладевают приемами умственной деятельности (планирование, наблюдение, выделение признаков, дифференциация, систематизация и обобщение фактического материала и др.), приобретают навыки контроля и самоконтроля, что свидетельствует об их развитии и готовности заниматься более сложными проблемами. Однако учащимся трудно запоминать последовательность выполнения действий, отличать основные ситуации от второстепенных и переносить обретенные навыки на новые виды деятельности. Система широко применяется при подготовке рабочих машиностроительного профиля. Однако практика показывает, что и эта система еще не может считаться полностью отвечающей требованиям.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Предтестовые задания с выбором одного или нескольких правильных ответов
Основные элементы предтестовых заданий с выбором ответов. В предтестовых заданиях с выбором (закрытых заданиях) можно выделить основную часть, содержащую постановку проблемы, и готовые ответы, сформулированные преподавателем. Среди ответов правильным чаще всего бывает только один, хотя не исключают ...

Краеведение в школе
Важная составляющая системы исторического краеведения в школе -содержание краеведческих знаний по истории. Можно условно говорить о концентрах (кругах) этих знаний: Мой дом. Родословная семьи; Родная школа. Ее история и традиции; Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития; История район ...

Система креативного образования и формирование творческих качеств личности
Перед казахстанскими школами стоит задача обеспечить такое образование, которое гарантирует выпускнику социальную устойчивость и мобильность, условия для его самоопределения и саморазвития. Эти социальные требования обусловили глубокие качественные изменения в школьном образовании, направленные на ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru