Классификация выборов

Страница 2

Операциональная структура выбора по Ф.Е. Василюку.

1.Отвлечение от трудности мира. Это умение из поля действия сиюминутных, временных, быстро преходящих обстоятельств, связанных с труднодоступностью одной и легкодоступностью другой альтернативы.

2.Удержание сложности мира, которое включает следующие действия.

· Разотождествление – субъект должен разоотождествиться с определенным жизненным отношением (альтернативой), превратив его в предмет своих действий. Мы понимаем это как разрыв эмоциональной связи с определенными альтернативами.

· Совместная презентация – организация одновременной представленности сознанию двух или более отношений (альтернатив).

· Выявление – действие, направленное на осознание факта пересечения (противоречия) жизненных отношений (альтернатив).

· Структурирование – обнаружение или установление разного рода связей между жизненными отношениями (альтернативами): логических («Если…., то…»), временных («сначала…, а потом…»), иерархических («… дороже, чем…») и т.д.

· Актуализация глубинных ценностей, которая состоит из двух глубинных актов – «приглашение» («призыва») ценности и («прислушивание») к ней.

4. Оценка альтернатив. Для этого нужно понять, в какой форме встречаются ценность и оцениваемая деятельность (жизненное отношение). Другими словами, каким образом альтернатива (как реализуемая в конкретных действиях ценность) воплотится в реальной жизни, в образе будущего, так как «каждая выбираемая альтернатива – не просто какая-то частность, пусть и важная, … выбирая альтернативу, человек выбирает судьбу».

«В ситуации оценки деятельности личность «рождается» дважды – один раз как ответ на вопрос: «Кто я, следующий такому образу жизни?», а второй раз как ответ на вопрос: «Кто я - исповедующий эту ценность?». Это двойное рождение личности и создает ту форму и то поле, на котором могут встретиться ценность и деятельность, может произойти подлинная экзистенциальная оценка деятельности». На уровне сознания, в процессе оценки альтернатив происходит сложная внутренняя дискуссия, в ходе которой, каждая из конкурирующих альтернатив многократно и в разных вариантах и сочетаниях появляется на сцене «преобразования деятельности» в тот или иной образ жизни, который обуславливает реализацию конкретной ценности.

5. Решение – специальное внутреннее действие, которое скажет «Да» одной из конкурирующих сторон, и «нет» другой; акт мужества и риска принятия на себя ответственности.

6. Жертва – отказ от многих возможностей, привычек, намерений; в пределе - от какой-то жизни, которая была возможна до выбора.

Третья разновидность выбора – личностный или экзистенциальный выбор – нашла развернутую концептуализацию в теории целенаправленного поведения Н.Ф.Наумовой . Здесь раскрывается понятие «свободный выбор» как наиболее рациональная индивидуальная стратегия в ситуации неопределенности. «Предполагается, что необходимой предпосылкой этой стратегии является обеспеченность индивида экзистенциальными элементами (потребностями, ценностями, ресурсами) для построения альтернатив выбора и готовности к наибольшему числу вариантов событий».

Исходя из этих положений, можно заключить, что выбор, как правило не одномоментный акт, а развернутый во времени процесс, имеющий сложную структуру.

Страницы: 1 2 


Другое о педагогике:

Создание публикации учащегося
На данном этапе я рассказываю учащимся о том, что существует различные виды печатных изданий: Афиша- реклама, одностороннее листовое издание, крупноформатное. Брошюра – непериодическое издание, в мягкой обложке, в виде скрепленных или склеенных листов. Буклет (Booklet) - как правило, многокрасочное ...

Что такое метод проектов
В процессе «обучения - учения» происходит постоянное взаимодейст­вие учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает ...

Метод активизации возможностей личности и коллектива
Новая школа требует новой философии образования, обеспечивающей гуманистическую направленность, повышение роли культурологического компонента школьной действительности, изменения позиций в среде участников учебно-воспитательного процесса от непререкаемого авторитета учителя к коллегиальному взаимоп ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru