Общая характеристика старшего подросткового и юношеского возраста

Педагогическая теория » Исследование оснований выбора профильного обучения в конце девятого класса » Общая характеристика старшего подросткового и юношеского возраста

Страница 4

Понятие идентичности обозначает «усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильности владения личностью собственного «Я» независимо от его изменений и ситуаций, способность личности к полноценному решению задач». Идентичность является показателем зрелой личности, истоки которой скрыты в предшествующих стадиях онтогенеза. Основа схемы развития по Э. Эрискону – «эпигенетический принцип», который состоит в развитии организма как процессе, осуществляемом путем последовательных новообразований. Э. Эриксон включает взросление в биологический контекст, тем самым уходит от проблемы биологического и социального. Им было выделено 8 фаз развития идентичности. Переход на каждую последующую стадию протекает в форме «нормативного кризиса» и при условии разрешения основного противоречия, свойственного предыдущей фазе. 5-ая стадия, по Э. Эриксону, (15-20 лет), юность, является ключевой для приобретения идентичности. При удачном протекании кризиса подросткового возраста у юношей и у девушек формируется чувство идентичности, при неблагоприятном – спутанная идентичность, сопряженная с сомнениями относительно себя, своего места в группе, в обществе, с неясностью жизненной перспективы. Некоторые подростки выбирают такие формы поведения, которые помогают снизить чувство тревоги, порожденное неопределенной или незавершенной идентичностью. Юноша может заменить истинное самоопределение временной идентичностью (например, став членом какого-либо клуба, организации). Другие пытаются временно усилить свою идентичность (акты вандализма, спортивные соревнования или конкурсы). Распространенной уловкой является создание бессодержательной идентичности, которая проявляется в различных чудачествах.

Э. Эриксон выделяет несколько компонентов идентичности: психических, сексуальных, социальных, профессиональных, моральных, идеологических и психологических качеств; совокупность которых образует целостную идентичность. Ранее всего устанавливается телесная и сексуальная идентичность. Подростки начинают заботиться о своей внешности раньше, чем интересоваться выбором дальнейшего пути, выбирать моральные ценности и идеологию.

Профессиональная, идеологическая и моральная идентичность формируются гораздо медленнее: этот процесс зависит от того, достиг ли подросток в своем когнитивном развитии стадии формально-операционного мышления (то, о чем пишет Ж.Пиаже), которое позволяет исследовать альтернативные мысли и образы действий.

Новообразованием возраста, по Э. Эриксону, будет эго-идентичность: построение целостного образа «Я», соотнесение его с представлениями значимых других, согласование этих образов. В противном случае возникает кризис идентичности или ролевое смешение, который характеризуется ролевой и личностной неопределенностью, расплывчатым «Я» и приводит к неспособности выбрать профессию или продолжить образование. «Кризис идентичности состоит из серии: выборов в различных сферах, идентификаций и самоопределений». Необходимо отметить еще одну типичную для юношества черту - «психосоциальный или ролевой мораторий» - диапазон выполняемых ролей расширяется, но они не принимаются окончательно, происходит их опробование.

Рассматривая старший подростковый и юношеский возраст в подходах отечественной и зарубежной психологии, можно выделить следующие его особенности:

- формирование образа «Я», и принятие такого образа себя (содержательная идентичность),

- формирование мировоззрения (интересов, ценностей и т.п.),

- определение своего места в жизни, построение картины своего будущего, жизненных планов.

Некоторые исследователи период 14-16 лет рассматривают как переходный между подростковым и юношеским возрастом. В этом возрасте решается вопрос о дальнейшей жизни: продолжить ли обучение в школе или пойти в училище, а может быть и работать? При этом подросток должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области деятельности.

Это крайне сложная задача. Еще более она усложняется в наше время, когда рушатся выработанные предыдущими поколениями стереотипы, представления о значимости образования и престижности той или иной профессии. «Далеко не все старшие подростки к концу 9-го класса могут выбрать профессию и связанный с ней дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора» [16].

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Политика Республики Беларусь в сфере образования
Государственную политику в сфере образования Республика Беларусь строит на формировании и совершенствовании национальной системы образования, государственной и общественной поддержке ее приоритетного развития в качестве определяющего фактора научно-технического и культурно-духовного прогресса, стан ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при у ...

Влияние сюжетно-ролевых игр на дошкольный возраст
Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых усло ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru