Способы обучения на уроках

Педагогическая теория » Способы обучения на уроках

Страница 2

Наиболее важные особенности современного урока сводятся к следующему:

- создается доброжелательная атмосфера, основанная на доверии и уважении к учащимся, знании их интересов, потребностей и возможностей;

- формируется высокий уровень мотивации учебной деятельности, который обеспечивается осознанием значимости учебного материала;

- очень большое значение придается обучению учащихся таким способом учебной работы, владение которыми дает шанс учиться успешно, что создает основу для психологического комфорта;

-специальное внимание уделяется развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности, творческого отношения к освоению отдельной учебной дисциплины и профессии в целом.

Каким должен быть урок, чтобы развивать учащихся, оказывать воспитательное воздействие через содержание учебной дисциплины. Рассмотрим основные способы (методы) обучения, используемые на уроке. Это чаще всего рассказ, беседа, оценка деятельности учащихся и подведение итогов. Проанализируем эти методы с точки зрения развития учащихся. Как правило, объяснение, рассказ или беседа строятся традиционно. Преподаватель рассказывает о новом понятии, о технологии, техническом устройстве, предполагая при этом, что все его внимательно слушают. Для поддержания внимания и обеспечения понимания он использует различные средства - от изображения мелом на доске до технических средств обучения. Затем опытный педагог проводит закрепление с помощью устных или письменных вопросов и задает задание на дом. Это касается формирования новых знаний. Если же целью урока является формирование умений применять знания, то вначале дается готовое предписание, правило «как делать», затем объясняется почему, затем - в общем то, что называется «дать знание в готовом виде с последующим объяснением и закреплением». Когда приходит время изучать новый вид работы, то все повторяется: объяснение -показ - закрепление с помощью упражнений. Суть такого способа обучения состоит в том, что преподаватель считает своим долгом «передать» то, что он знает учащимся. А они «не берут». Их надо заставить с помощью системы требований, жесткого управления вниманием, неоднократного повторения и задавания вопросов, многократных упражнений. Это похоже на обед, на который приглашены лица, страдающие отсутствием аппетита. А без аппетита, по словам А. Франса, знания не усваиваются. Для стимулирования аппетита и организуется в ходе объяснений различные средства наглядности, в том числе технические. В общем, главная роль на уроке - у преподавателя, но и вспомогательные роли - тоже у него. Учащиеся - статисты, которые обязаны повиноваться дирижерской палочке.

Как же включить в процесс обучения собственную деятельность учащихся, заинтересованную и активную? Оказывается, нет нужды придумывать новые методы передачи знаний и умений. Да это и невозможно. Необходимо увидеть внутреннюю разницу между двумя главными способами обучения: репродуктивным (делай, как я, думай как я, как указано в учебном пособии) и развивающем (а что будет, если .? поищем выход из ситуации ., можно использовать различные методы, давай подумаем, какой экономичнее и т.д.). Во втором случае используется эвристический (есть задание, заданы условия, нормативы, давайте поищем оптимальные способы выполнения работы) метод обучения, когда истина не преподносится в готовом виде, а идет совместный ее поиск. Правило, предписание, теория сообщаются в ходе рассуждений, размышлений. При этом преподаватель использует все тот же древний словесный способ передачи знаний, но суть его меняется, так как оно (объяснение, изложение) строится таким образом, что учащийся становится причастным к поиску ответа, становится в положение задающего вопросы, выдвигающего предложения, на которые педагог отвечает, рассуждая вместе с ним. Причем развивающий способ обучения не обязательно викторина, игра в вопросы и ответы. Само объяснение, изложение может выглядеть традиционно: преподаватель говорит, учащийся слушает. Но построено оно так, что выглядит как размышление вслух. Само общение в ходе обучения становится более демократичным. Ведь цель теперь общая. Даже неудачу на уроке педагоги этих двух направлений интерпретируют по- разному.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Урок повторения
Основная дидактическая цель этого типа урока заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, углублении сведений о ранее изученном, уточнении приобретенных представлений. Проверку домашнего задания чаще всего учителя заключают в логику повторения как один из его моментов. Повторение и ...

Формирование «Я – концепции» воспитателя
Существует много подходов к пониманию вопроса о построении профессиональной карьеры, как зарубежных исследователей, так и отечественных. Один из последних вариантов концепции профессионального самоопределения, созданный в Институте молодежи при РАО в 1993 году, основан на разработанной Р.Бернсом «Я ...

Методика исследования эффективности методов и средств народной педагогики в практике семейного воспитания
В этом разделе мы уделим большое внимание практическим вопросам, таким как: - методика исследования эффективности методов и средств народной педагогики в практике семейного воспитания. анализ результатов исследования эффективности методов и средств народной педагогики. В исследовании участвовали 5 ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru