История педагогической оценки

Страница 4

Директор Киевского коммерческого училища Натансона Е. Ноллен практиковал систему развернутых характеристик, которой во многих коммерческих училищах пытались заменить систему баллов, из-за ее громоздкости и неэффективности по отношению к среднему ученику. Он считал, что система характеристик приводит к "еще более широкому и глубокому обезличиванию средней массы" . Критиковал он и систему сжатых характеристик, не видя никакого в ней отличия от цифровой системы оценок.

К.Н. Вентцель был последовательным сторонником идеи свободного и непринужденного развития ребенка, как мыслительного, так и морального.

Философско-педагогическую концепцию К.Н. Вентцеля группа московских педагогов в середине первого десятилетия XX века пытались воплотить в жизнь в условиях внешкольного учебно-воспитательного заведения "Дома свободного ребенка". Свобода детей в этом доме ничем не ограничивалась, в том числе и оценками, ни характеристиками, ни наказаниями.

Отмена оценок, о которой долго говорили передовые педагоги Украины и России в мае 1918 года, отразилась в постановлении Наркомпроса "Об отмене оценок". Была отменена балльная система оценки знаний. Перевод из класса в класс, выдача свидетельств производились, по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы. Запрещались все виды экзаменов: вступительные, переходные, выпускные. Отменялась индивидуальная проверка учащихся на уроке. Фронтальная устная проверка, письменные работы зачетного характера допускались лишь как крайние средства. В качестве желательных средств рекомендовались: периодические беседы с учащимися по пройденной теме, устные и письменные (доклады, отчеты учащихся о прочитанных книгах или статьях, ведение рабочих дневников).

Педагоги 1920-х годов сосредоточили внимание на развитии активности и самодеятельности школьников, на формировании интереса к знаниям, умений самостоятельно приобретать и нагромождать их. Но разные педагогические новации и эксперименты с организацией учебно-воспитательной работы и оценкой привели к снижению уровня знаний школьников. В 1932 г. Постановкой ЦК ВКП (б) школьная оценка была реабилитирована. В 1933 году Ноаркомпрос вместо недифференцированной двухбалльной системы ввел четырехбалльную, а в 1935 году постановлением Совнаркома и ЦК ВКП (б) была возвращена пятибалльная система оценивания знаний учеников.

В последующие годы введение регулярного учета знаний каждого ученика оправдало себя, учебная подготовка и дисциплина школьников заметно повысилась.

Одним из первых отечественных педагогов, кто пытался разрешить проблему оценки на подлинно гуманных началах, был С.Т.Шацкий. Выступив против оценок и экзаменов, он считал, что нужно оценивать не личность ребенка, а его работу с учетом тех условий, в которых она выполнялась, и предлагал системный контроль и оценку результатов учебной работы детей в форме отчетных выступлений учащихся.

Известный педагог В.Ф. Шаталов для контроля знаний ввел "листы открытого учета знаний". Суть данных листов состоит в том, что каждая полученная на уроке или во внеурочное время отметка заносится на специальный бланк, который вывешивается для всеобщего обозрения. Отметка выставлялась по новой методике и мела большой воспитательный эффект. Она становится достоянием всего класса, и даже школы. Лист открытого учета знаний превращается в своего рода "послужной список" каждого ученика. Вместе с тем каждый ученик в любое время может исправить оценку на более высокую и показать все, на что он способен.

Большой интерес в отношении безотметочного оценивания представляет опыт лабораторной экспериментальной дидактики Ш.А.Амонашвили. Детям в младших классах в течение многих лет не ставили отметки. Школьники отчитывались перед родителями и учителями результатами своего труда: собственными рассказами, рисунками, поделками, самостоятельно решенными задачами и примерами. За полугодие младшим школьникам выдавались характеристики, в которых отмечались их неуспехи и неудачи за этот период, а также готовились специальные "пакеты для родителей", содержащие образцы работ детей. При организации процесса обучения основной упор делался на формирование у детей мотивов учения и познавательной активности. Была разработана оценочная система экспериментального обучения, при которой содержательная оценка включается в учебную деятельность школьного как ее регулятор. В результате экспериментального обучения дети стали активнее, самостоятельнее, а главное у них сформировался интерес к учению, стремление учиться.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Характеристика особенностей образования детей с отклонениями в развитии за рубежом и в России
Изучив системы образования детей с отклонениями в развитии за рубежом интересно было бы сравнить эти системы образования с системой специального образования в России. В России на современном этапе детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают специализированную помощь множество учреждений, ...

Анализ учебно-программной документации по подготовке дизайнеров интерьера
Специальность 030500.04 – Профессиональное обучение (дизайн). Специализация 030502.04 – Дизайн интерьера. Дисциплина – формообразование (дисциплина по специальности). Курс дисциплины «Формообразование» предназначен для освоения студентами основных закономерностей плоскостной объёмной и пространстве ...

Методы воспитания народной педагогики
Метод воспитания (от греческого "методос" - "путь") – путь достижения заданной цели воспитания. Применительно школьной практике можно сказать даже, что методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, признанные выработать у них заданные цель ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru