Словообразовательный компонент языковой способности детей дошкольного возраста

Педагогическая теория » Формирование словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи » Словообразовательный компонент языковой способности детей дошкольного возраста

Страница 3

«Семантика производного слова все менее оказывается связанной с реальной деятельностной ситуацией, а порождение производного слова все более выступает следствием действия узуальных правил словообразования, составляющих специфический компонент языковой способности».

В основе процесса усвоения правил словообразования «лежат генерализация отношений между звукоформой грамматического элемента и его значением, обобщение ориентировочных действий ребенка в языковой действительности и "вращивание", редуцирование этих действий».

Таким образом, дошкольный период освоения словообразовательного аспекта родного языка характеризуется повышенным вниманием ребенка к морфемной структуре слова и готовностью самостоятельно создавать слова по типичным словообразовательным моделям. При этом последнее обычно называется словотворчеством, и характеризуется «проявлением активности самого ребенка в овладении правилами словообразования».

Исследованиями установлено, что «в образовании "неологизмов" участвует образное соответствие звучания слова и обозначенного им предмета, явления; звучания формы слова и предметных отношений».

Психофизиологической основой словотворчества, как показывают исследования, является «генерализация отношений . внутри слова, как комплексного раздражителя». В психолингвистических исследованиях Г.А. Черемухиной, А.М. Шахнаровича это определяется «как процесс, началом которого является освоение словообразовательной модели, а затем применение этой модели для создания нового слова, оформления результата происшедших процессов номинации и универбизации в слове-универбе».

Исследователи выделяют несколько типов детских неузуальных образований. В частности, А.М. Шахнарович считает, что «детскую» лексику можно разделить на три группы:

Ø слова с внесением мотивированности в существующие формы (мотивированное толкование слова);

Ø мотивированное изменение звуковой оболочки слова;

Ø образование нового слова с мотивированной звуковой формой.

Объясняя суть механизма детского словотворчества, многие исследователи ведущее место отводят образованиям по аналогии. Так, Т.Н. Ушакова отмечает, что «акт словотворчества происходит в результате сложного взаимодействия словесных структур, где существенный компонент составляют образования по аналогии. Такие образования в своей физиологической сущности представляют собой "столкновение" и взаимодействие двух нервных структур некоторой обобщенной структуры слов, играющих роль "образца" в аналогичном процессе; структуры преобразуемого слова» .

А.Н. Гвоздев в своих работах обращал внимание на самостоятельность ребенка в образовании слов, что имеет важное значение в проводимом ученым лингвистическом анализе формирования грамматического строя: «очевидным показателем . распадения слов на морфологические элементы служит появление соответствующих образований по аналогии, создаваемых ребенком самостоятельно. Они показывают, что ребенок пользуется отдельными морфологическими частями как самостоятельными элементами языка, так как употребляет их в таких сочетаниях, какие не мог получить от взрослых. Поэтому образования по аналогии приобретают первостепенное значение в вопросе об усвоении грамматического строя» .

Современные психолингвистические исследования связывают образования по аналогии с критериями усвоения различных грамматических категорий, значений, форм. При этом подчеркивается, что образования по аналогии лишь свидетельствуют о начале этого процесса.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Дидактические особенности проведения внеклассных занятий по художественной вышивке бисером
Набор учащихся в кружки проводиться в конце летних каникул и в начале учебного года. До начала набора следует провести предварительную работу по привлечению школьников в кружки. Для этого будущий руководитель кружка должен кратко рассказать содержания его работы. В помещении, где проводиться запись ...

От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей
В период с ХII по ХVIII в. западноевропейские государства прошли путь от инициатив отдельных монархов и городских властей в деле создания разного рода богоугодных и лечебных заведений, где лица с умственными и физическими отклонениями могли иногда получать помощь, до создания системы светских (част ...

Изучение музыкальной грамоты
Выполнение письменных заданий по музыкальной грамоте . Музыкальная грамота подразумевает умение записывать нотные тексты и воспроизводить их, а также владение основными музыкальными терминами. В сферу знаний и умений по данной теме входят умение записывать и воспроизводить нотные тексты в различных ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru