Лингвистические основы словообразовательной работы с дошкольниками

Педагогическая теория » Формирование словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи » Лингвистические основы словообразовательной работы с дошкольниками

Страница 2

б) в паре "прилагательное - наречие" мотивированным признается слово, характеризующееся большей формальной сложностью: смелый - смело, но вчера - вчерашний.

4) Слово, не являющееся стилистически нейтральным, не может быть мотивирующим, если сопоставляемое с ним слово стилистически нейтрально. Поэтому, например, образования типа гуманитар, корабел (разг.) мотивированы прилагательными гуманитарный, корабельный, а не наоборот, несмотря на большую формальную сложность прилагательных.

Мотивирующее слово может быть в свою очередь по отношению к другому слову мотивированным. Например, слово учитель по отношению к слову учительница – мотивирующее, а по отношению к слову учить - мотивированное. Такие слова составляют словообразовательную цепочку: учить – учитель - учительница.

Словообразовательная цепочка - это ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивированности. Начальным, исходным звеном цепочки является немотивированное слово. Чем дальше от исходного слова цепочки какое-нибудь входящее в нее мотивированное слово, тем выше ступень его мотивированности.

Словообразовательное гнездо – это совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной мотивации. Вершиной (исходным словом) гнезда является немотивированное слово. Гнездо может быть определено и как совокупность словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово.

Мотивированное слово всегда включает мотивирующую основу и словообразовательный формант. Мотивирующая основа – это та часть мотивированного слова, которая является общей с основой мотивирующего слова, например: лес - лесок (мотивирующая основа лес-, формант -ок), партизан - партизанить (чередование |н-н'|, мотивирующая основа партиза|н'|- формант -и1-). Некоторые способы словообразования (сложение, сращение, аббревиация) характеризуются более чем одной мотивирующей основой.

Словообразовательный формант в узком понимании термина – это формальный элемент, с помощью которого образуется мотивированное слово. В широком же понимании данный термин обозначает все элементы, все явления, которые отличают мотивированное слово от мотивирующего (не только морфы, но и порядок следования компонентов, единое ударение, морфонологические явления).

Мотивационное отношение двух слов, одно из которых отличается от другого только одним формантом, называется непосредственной мотивацией, а мотивационное отношение двух слов, одно из которых отличается от другого совокупностью формантов, - опосредствованной мотивацией.

Различаются два вида опосредствованных мотиваций.

а) опосредствованные мотивации, имеющие свой аналог среди непосредственных мотиваций. Такие мотивации входят в систему словообразовательных типов и могут быть названы типовыми. Члены типовых мотиваций различаются между собой совокупностью формантов, которая в других случаях функционирует как единый формант. Так, например, члены мотиваций преподавать - преподавательский, чистый - очистить отличаются друг от друга элементами -тельск-, о- + -и1-, представляющими собой соответственно совокупность продуктивных аффиксов -тель (преподавать - преподаватель) и -ск- (преподаватель - преподавательский), -и1- (чистый - чистить) и о- (чистить - очистить), которая в других случаях функционирует как единый формант - суффиксальный (-тельск-: издеваться - издевательский) или префиксально-суффиксальный (о- + -и1-: порожний - опорожнить).

б) опосредствованные мотивации, не имеющие аналога среди непосредственных мотиваций. Такие мотивации не входят в систему словообразовательных типов и могут быть названы внетиповыми. Члены внетиповых мотиваций различаются между собой совокупностью формантов, которая никогда не функционирует как единый формант. Например, наряду с парами типа влага - влажнеть нет пар, в которых мотивированное и непосредственно мотивирующее отличались бы друг от друга отрезком -не-: все мотивированные глаголы на -не(ть) непосредственно мотивируются прилагательными на -н(ый), т. е. входят в цепочки типа влага - влажный - влажнеть. Поэтому они выделяют в своем составе суф. -е-, а не -не-. Элемент -не-, которым различаются слова типа влага - влажнеть, не является формантом, так же как и, например, -ни- в грязнить (ср. грязь - грязный - грязнить), -озность в религиозность (религия - религиозный - религиозность).

Словообразовательный тип – это формальная схема, образец, абстрагированный от лексического значения единиц, который характеризуется общностью:

Ø частеречной отнесенности мотивированного слова;

Ø формального показателя, отличающего мотивирующее слово от мотивированного;

Ø словообразовательного значения.

То есть к одному словообразовательному типу относятся слова, образованные от одной части речи с помощью одного словообразовательного форманта, характеризующиеся одним и тем же словообразовательным значением.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Основные теоретические и практические сведения о моделировании и оформлении основы женского платья
Моделирование одежды относится к декоративно-прикладному виду искусства, целью которого является оформление предметов быта людей. Термин «моделирование» происходит от слова «модель», то есть образец, и означает создание модели, образца. Слово же «модель» происходит от итальянского слова modello, им ...

Виды и примеры использования фонетических игр
Как уже было сказано выше, фонетические игры занимают важное место в процессе обучения английскому языку. Существует множество классификаций, подразделяющих игры по целям, которые они преследуют, по продолжительности, по уровню знаний, на который они рассчитаны. Среди отечественных и зарубежных пси ...

Основы и методы сюжетного рисования у старших дошкольников
При обучении страших дошкольников сюжетному рисованию необходимо: - разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу; - научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, накло ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru