Технологии эстетического освоения природных объектов

Страница 1

Экспериментальные исследования показывают, что существует рассогласование между потребностью людей в эстетическом освоении мира природы, наслаждении ее красотой и предпочтением тех или иных видов деятельности, направленной на природу. Люди занимаются сбором ягод, грибов, рыбалкой и т. д., а природой любуются «между делом». Проводить время среди природы, не мотивируя это хоть какой-либо ощутимой и понятной пользой (например, «дышать свежим воздухом для здоровья» и т. д.), до сих пор считается как-то не совсем «достойным» серьезного человека: просто так бродить по лесу или наслаждаться кваканьем лягушек на болоте могут лишь одни чудаки.

Показателен случай, произошедший с группой наших соотечественников в Японии. Согласно программе местной туристической фирмы, их отвезли на автобусе в горы и высадили на специально оборудованной смотровой площадке. Предполагалось, что они будут наслаждаться «любованием» прекрасным пейзажем. Автобус вернулся через . два часа. Все это время наши туристы изнывали от тоски, сожалея о «потраченном впустую» времени, проклиная сотрудников фирмы с их глупыми «затеями». В европейской культурной традиции не распространены соответствующие технологии эстетического поведения в природе, хотя на уровне стратегий наслаждение красотой природы признается вполне «достойным и благородным» занятием. В то же время система подготовки суровых японских самураев, наряду с боевыми искусствами, предусматривала также и обучение стихосложению (в основном, на тему восприятия мира природы) и составлению растительных композиций (икебана).

Таким образом, в процессе экологического образования необходимо особое внимание уделять овладению личностью технологиями, необходимыми для эстетического освоения мира природы.

Одной из быстро завоевывающих в нашей стране широкую популярность технологий эстетического освоения мира природы является икебана. Это слово переводится с японского как «пробудить растение к новой жизни» или «искусство ставить ветки и цветы в сосуды».

Икебана – символ творческого сотрудничества природы и человека. Эта технология позволяет почувствовать состояние гармонии с миром природы. При составлении композиции должна быть «понята душа растения», постигнуты его красота, характер и нюансы витальных проявлении. Осваивая технологию икебаны, школьники учатся выражать свои мысли и чувства через растения, являющиеся смысловыми знаками.

Безусловно, эстетическому освоению мира природы способствует изобразительное творчество. Среди тысяч людей, отправляющихся в лес с корзинками для грибов, в лучшем случае можно встретить одного-двух, идущих туда с мольбертами. В процессе рисования пейзажа, отдельного животного или растения органично постигаются цвета и их сочетания, формы, пропорции, размеры, симметрия и т. д. Изображение природных объектов актуализирует ассоциации, размышления о гармонии, совершенстве мира природы, о его хрупкости и уязвимости.

Художественная фотография также способствует эстетическому освоению мира природы. По сравнению с рисованием, фотографирование – более динамичная технология, позволяющая оперативно запечатлевать интересные моменты в жизни природы.

Целям экологического образования может служить и литературное творчество на тему мира природы. Стихи и сочинения (рассказы) могут посвящаться и отдельным ландшафтам, и временам года, и конкретным растениям или животным. Литературное творчество целесообразно и уместно не только во внеклассной обстановке, но и на различных уроках.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Виды нетрадиционных уроков
Уроки с измененными способами организации: урок-лекция, лекция-парадокс, защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок- встреча. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок творчества: урок-сочинение, урок изобретательства, урок-творческий отчет, комплексно-творческий отчет, урок выставка, ур ...

Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике
Изучение характера усвоения учащимися учебного материала, оценка их знаний и умений, выявление уровня умственного развития и развития познавательных способностей – необходимая сторона процесса обучения, составляющая внутреннее содержание каждого его звена. Основная цель проверки – определение качес ...

Сущность метода учебного проекта
В современной педагогике укоренились два названия этого метода: метод проекта (Е.С. Полат, И.Д. Чечель) и метод учебного проекта (Н.Ю. Пахомова), предполагающих по сути своей один путь применения – решение учебной проблемы, создание учебного проекта. Чтобы не допускать разночтений, заранее определи ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru