Из истории изучения детской речи

Педагогическая теория » Словообразование в детской речи » Из истории изучения детской речи

Страница 2

В книге К.И. Чуковского "От двух до пяти" по-новому решены интересные языковедческие проблемы, связанные преимущественно с детскими новообразованиями. Обсуждая вопрос о соотношении подражания и творчества при усвоении языка, он продемонстрировал, как нерасторжимо слиты одно и другое, показал, как велика речевая одарённость ребёнка, способного на основании анализа речи взрослых усваивать языковые модели и правила. В книге К.И. Чуковского проводится мысль о том, что "детские речения порою правильнее наших".

Называя правильными детские слово - и формообразовательные "окказионализмы", К.И. Чуковский, как представляется, имел в виду их соответствие глубинному уровню языка - языковой системе, при том, что они противоречат норме, т.е. общепринятому употреблению, традиции. Основываясь на материале детских новообразований, К.И. Чуковский пришёл к заключению, что "в грамматике не соблюдается строгая логика", что "детские речения вернее её и поправляют её". Не используя специальной лингвистической терминологии, он сумел обосновать закономерность детских новообразований и убедить читателя в их правомерности и изначальной правильности.

К.И. Чуковским отмечено важнейшее обстоятельство, что одни и те же случаи отступления от нормы встречаются в речи разных детей совершенно независимо друг от друга. Обширность материала в его распоряжении позволила ему выявить повторяющиеся и частотные случаи, а это, в свою очередь, подтверждало мысль о наличии объективных и строгих закономерностей, ведущих к появлению детских новообразований.

Особую роль в своих исследованиях отводил детским речевым новообразованиям А.Н. Гвоздев. Он называл их образованиями "по аналогии", подчёркивая психолингвистический механизм их возникновения. Сам факт появления таких слов в речи ребёнка свидетельствует, по мнению ученого, об усвоении того или иного грамматического явления. Сопоставляя значимость для лингвистики изучения детских новообразований и писательских окказионализмов, А.Н. Гвоздев подчёркивает, что первые представляют гораздо большую ценность, так как "ребёнок обнаруживает стихию языка без какого-то ни было искажения". "Мне кажется, - пишет исследователь, - что, привлекая только образования по аналогии детей дошкольного возраста, можно установить основной морфологический запас русского языка" [там же].А.Н. Гвоздев предлагает в развитии речи от года до семи лет различать три периода.

Первый период - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней: один год три месяца - один год восемь мес. - произносятся однословные предложения - слоги; один год восемь месяцев - один год десять месяцев - произносятся предложения из нескольких слов-- слогов.

Второй период - период усвоения грамматической структуры предложения: один год десять месяцев - два года один месяц - в предложениях употребляются полные слова, но без окончаний или с неправильными окончаниями; два года один месяц - два года три месяца - в предложениях употребляются оформленные слова, усваиваются падежные окончания существительных, прилагательных, личные окончания глаголов; два года три месяца - три года - в предложениях употребляются служебные слова для выражения синтаксических отношений.

Третий период - период усвоения грамматической системы русского языка (три года - семь лет), в течение которого совершенствуются грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря и употребления "своих" слов.

А.М. Шахнарович в качестве одного из аргументов в споре со сторонниками теории имитации выдвигается положение о широкой распространённости в детской речи неологизмов. Анализируя механизм создания неологизмов, учёный не считает возможным, подобно лингвистам предшествующих поколений, расценивать их как образования по аналогии. Он отмечает, что сходство с образованиями по аналогии чисто внешнее, так как это "аналогия особого рода: это подражание себе".

Новый взгляд на механизм аналогии в речевой деятельности представлен в работах Е.С. Кубряковой. Применительно к анализу словообразовательных инноваций Е.С. Кубряковой были выделены три типа деривационных процессов, основанных на трёх моделях механизмов в аналогии: ориентации на единичный, уникальный лексический образец, ориентация на модель и ориентации на свёртываемую синтаксическую структуру. Детские новообразования могут служить иллюстрацией указанных деривационных процессов.

Страницы: 1 2 


Другое о педагогике:

Методические рекомендации по подготовке и проведению занятия
Преподаватель в быстром темпе показывает с помощью проектора кадры, использованные лектором на предшествующем занятии, тем самым восстанавливает в памяти обучающихся материал лекции, относящийся к данному занятию. Использование информационных технологий активизирует внимание студентов к содержанию ...

Трудовые колонии и трудовые коммуны для трудновоспитуемых и беспризорных детей
В 1920 г. под Полтавой была открыта колония "для малолетних правонарушителей" им. А. М. Горького, которую возглавил А. С. Макаренко, считавший, что организация нормальной жизни детей является сутью воспитательной работы, при этом он делал ставку на воспитательный коллектив. А.С. Макаренко ...

Отбор целей и содержания обучения информатике одаренных детей в начальной школе
У одаренного ребенка природа отодвину лак ранним годам жизни обычные границы его обучаемости, но сферы, открытые таким образом, являются все еще terra incognita. Необходимо двигаться вперед в следовании и объединении усилий. Л.Термен Для того чтобы дети могли реализовать свое стремление к большей с ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru