Из истории изучения детской речи

Педагогическая теория » Словообразование в детской речи » Из истории изучения детской речи

Страница 2

В книге К.И. Чуковского "От двух до пяти" по-новому решены интересные языковедческие проблемы, связанные преимущественно с детскими новообразованиями. Обсуждая вопрос о соотношении подражания и творчества при усвоении языка, он продемонстрировал, как нерасторжимо слиты одно и другое, показал, как велика речевая одарённость ребёнка, способного на основании анализа речи взрослых усваивать языковые модели и правила. В книге К.И. Чуковского проводится мысль о том, что "детские речения порою правильнее наших".

Называя правильными детские слово - и формообразовательные "окказионализмы", К.И. Чуковский, как представляется, имел в виду их соответствие глубинному уровню языка - языковой системе, при том, что они противоречат норме, т.е. общепринятому употреблению, традиции. Основываясь на материале детских новообразований, К.И. Чуковский пришёл к заключению, что "в грамматике не соблюдается строгая логика", что "детские речения вернее её и поправляют её". Не используя специальной лингвистической терминологии, он сумел обосновать закономерность детских новообразований и убедить читателя в их правомерности и изначальной правильности.

К.И. Чуковским отмечено важнейшее обстоятельство, что одни и те же случаи отступления от нормы встречаются в речи разных детей совершенно независимо друг от друга. Обширность материала в его распоряжении позволила ему выявить повторяющиеся и частотные случаи, а это, в свою очередь, подтверждало мысль о наличии объективных и строгих закономерностей, ведущих к появлению детских новообразований.

Особую роль в своих исследованиях отводил детским речевым новообразованиям А.Н. Гвоздев. Он называл их образованиями "по аналогии", подчёркивая психолингвистический механизм их возникновения. Сам факт появления таких слов в речи ребёнка свидетельствует, по мнению ученого, об усвоении того или иного грамматического явления. Сопоставляя значимость для лингвистики изучения детских новообразований и писательских окказионализмов, А.Н. Гвоздев подчёркивает, что первые представляют гораздо большую ценность, так как "ребёнок обнаруживает стихию языка без какого-то ни было искажения". "Мне кажется, - пишет исследователь, - что, привлекая только образования по аналогии детей дошкольного возраста, можно установить основной морфологический запас русского языка" [там же].А.Н. Гвоздев предлагает в развитии речи от года до семи лет различать три периода.

Первый период - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней: один год три месяца - один год восемь мес. - произносятся однословные предложения - слоги; один год восемь месяцев - один год десять месяцев - произносятся предложения из нескольких слов-- слогов.

Второй период - период усвоения грамматической структуры предложения: один год десять месяцев - два года один месяц - в предложениях употребляются полные слова, но без окончаний или с неправильными окончаниями; два года один месяц - два года три месяца - в предложениях употребляются оформленные слова, усваиваются падежные окончания существительных, прилагательных, личные окончания глаголов; два года три месяца - три года - в предложениях употребляются служебные слова для выражения синтаксических отношений.

Третий период - период усвоения грамматической системы русского языка (три года - семь лет), в течение которого совершенствуются грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря и употребления "своих" слов.

А.М. Шахнарович в качестве одного из аргументов в споре со сторонниками теории имитации выдвигается положение о широкой распространённости в детской речи неологизмов. Анализируя механизм создания неологизмов, учёный не считает возможным, подобно лингвистам предшествующих поколений, расценивать их как образования по аналогии. Он отмечает, что сходство с образованиями по аналогии чисто внешнее, так как это "аналогия особого рода: это подражание себе".

Новый взгляд на механизм аналогии в речевой деятельности представлен в работах Е.С. Кубряковой. Применительно к анализу словообразовательных инноваций Е.С. Кубряковой были выделены три типа деривационных процессов, основанных на трёх моделях механизмов в аналогии: ориентации на единичный, уникальный лексический образец, ориентация на модель и ориентации на свёртываемую синтаксическую структуру. Детские новообразования могут служить иллюстрацией указанных деривационных процессов.

Страницы: 1 2 


Другое о педагогике:

Разработка плана проведения проекта в школе
С одной стороны, работа по планированию образовательной деятельности учащихся является знакомой учителю, но с другой стороны, планирование проектной деятельности достаточно ново и не освоено. Поэтому чтобы любой проект состоялся, требуется тщательное планирование, потому что именно на основе хорошо ...

Игры с передвижением по карте, плану, схеме
В играх с использованием карт, планов, схем, таблиц могут участвовать как отдельные ученики, так и команды учащихся. Игра обычно представляет собой поиски наиболее удачного (короткого, интересного, удобного и т.п.) маршрута. В некоторых играх используется кубик, на шести гранях которого нанесены то ...

Теоретические подходы в экономическом воспитании
Экономическое воспитание – еще одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ 1990-х годов, и стремления нашей экономики к рыночным отношениям. В советские времена ребенок мог знать о наличии денег, например, в жизни вооб ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru