Из истории изучения детской речи

Педагогическая теория » Словообразование в детской речи » Из истории изучения детской речи

Страница 2

В книге К.И. Чуковского "От двух до пяти" по-новому решены интересные языковедческие проблемы, связанные преимущественно с детскими новообразованиями. Обсуждая вопрос о соотношении подражания и творчества при усвоении языка, он продемонстрировал, как нерасторжимо слиты одно и другое, показал, как велика речевая одарённость ребёнка, способного на основании анализа речи взрослых усваивать языковые модели и правила. В книге К.И. Чуковского проводится мысль о том, что "детские речения порою правильнее наших". 63simki.ru

Называя правильными детские слово - и формообразовательные "окказионализмы", К.И. Чуковский, как представляется, имел в виду их соответствие глубинному уровню языка - языковой системе, при том, что они противоречат норме, т.е. общепринятому употреблению, традиции. Основываясь на материале детских новообразований, К.И. Чуковский пришёл к заключению, что "в грамматике не соблюдается строгая логика", что "детские речения вернее её и поправляют её". Не используя специальной лингвистической терминологии, он сумел обосновать закономерность детских новообразований и убедить читателя в их правомерности и изначальной правильности.

К.И. Чуковским отмечено важнейшее обстоятельство, что одни и те же случаи отступления от нормы встречаются в речи разных детей совершенно независимо друг от друга. Обширность материала в его распоряжении позволила ему выявить повторяющиеся и частотные случаи, а это, в свою очередь, подтверждало мысль о наличии объективных и строгих закономерностей, ведущих к появлению детских новообразований.

Особую роль в своих исследованиях отводил детским речевым новообразованиям А.Н. Гвоздев. Он называл их образованиями "по аналогии", подчёркивая психолингвистический механизм их возникновения. Сам факт появления таких слов в речи ребёнка свидетельствует, по мнению ученого, об усвоении того или иного грамматического явления. Сопоставляя значимость для лингвистики изучения детских новообразований и писательских окказионализмов, А.Н. Гвоздев подчёркивает, что первые представляют гораздо большую ценность, так как "ребёнок обнаруживает стихию языка без какого-то ни было искажения". "Мне кажется, - пишет исследователь, - что, привлекая только образования по аналогии детей дошкольного возраста, можно установить основной морфологический запас русского языка" [там же].А.Н. Гвоздев предлагает в развитии речи от года до семи лет различать три периода.

Первый период - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней: один год три месяца - один год восемь мес. - произносятся однословные предложения - слоги; один год восемь месяцев - один год десять месяцев - произносятся предложения из нескольких слов-- слогов.

Второй период - период усвоения грамматической структуры предложения: один год десять месяцев - два года один месяц - в предложениях употребляются полные слова, но без окончаний или с неправильными окончаниями; два года один месяц - два года три месяца - в предложениях употребляются оформленные слова, усваиваются падежные окончания существительных, прилагательных, личные окончания глаголов; два года три месяца - три года - в предложениях употребляются служебные слова для выражения синтаксических отношений.

Третий период - период усвоения грамматической системы русского языка (три года - семь лет), в течение которого совершенствуются грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря и употребления "своих" слов.

А.М. Шахнарович в качестве одного из аргументов в споре со сторонниками теории имитации выдвигается положение о широкой распространённости в детской речи неологизмов. Анализируя механизм создания неологизмов, учёный не считает возможным, подобно лингвистам предшествующих поколений, расценивать их как образования по аналогии. Он отмечает, что сходство с образованиями по аналогии чисто внешнее, так как это "аналогия особого рода: это подражание себе".

Новый взгляд на механизм аналогии в речевой деятельности представлен в работах Е.С. Кубряковой. Применительно к анализу словообразовательных инноваций Е.С. Кубряковой были выделены три типа деривационных процессов, основанных на трёх моделях механизмов в аналогии: ориентации на единичный, уникальный лексический образец, ориентация на модель и ориентации на свёртываемую синтаксическую структуру. Детские новообразования могут служить иллюстрацией указанных деривационных процессов.

Страницы: 1 2 


Другое о педагогике:

Пионерское движение – способ воспитания социальной активности детей
В 1921 г., в условиях НЭПа, государство вынуждено было пойти на значительное сокращение школьных и детских учреждений. Усугубили положение неурожай 1921 г. и голод в Поволжье. В стране насчитывалось 7 млн. беспризорных. В этих условиях численность комсомола сократилась почти в два раза: с 482 тыс. ...

Возможности использования дидактического сборника в процессе обучения младших школьников английскому языку
Основной целью при обучении иностранному языку является развитие коммуникативной компетенции. Для достижения этой цели будет использоваться дидактический сборник. Под дидактическим сборником понимается сборник, содержащий игровые уроки, помогающие ребёнку учиться с увлечением, формировать предметны ...

Развитие тестирования в зарубежных странах
Становление тестов в психологии, образовании и армии. Появление педагогических тестов за рубежом нередко связывают с именем французского врача и психолога А. Бине. Его работа по диагностике интеллектуальных способностей, вышедшая в 1905 г., считается точкой отсчета в становлении основных науч­ных п ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru