Сравнительный анализ двух программ для начальных классов в общеобразовательной и коррекционной школе VIII вида

Педагогическая теория » Уроки чтения в школе VIII вида » Сравнительный анализ двух программ для начальных классов в общеобразовательной и коррекционной школе VIII вида

Страница 2

Для формирования правильного звукопроизношения важным является подготовка артикуляционного аппарата, уточнение произношения и использование звука в речи (словах, фразах).

Артикуляционная гимнастика на этом этапе работы направлена не столько на развитие артикуляционного аппарата, сколько на уточнение движения или коррекцию органов, которые участвуют в образовании нужных звуков.

Закреплению правильного произношения звуков в речи способствует:

· соотнесение звуков с реальным объектом (качаем куклу — а-а-а, еж фыркает — ф-ф-ф);

· повторение строчек из народных колыбельных песен (баю-баю-баю — куколку качаю);

· напевание строчек из знакомых песен (та-та-та, та-та-та — мы везем с собой кота);

· повторение четверостиший, в которых встречается данный звук («Воет, воет ветер, воет, завывает, с дерева листочки желтые срывает» — в-в-в);

· разучивание коротких стихотворений для детей младшего дошкольного возраста.

В расположенной ниже таблице 1, будет изложен сравнительный анализ двух программ, начиная с первого класса.

Таблица 1.

Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом

Критерии

Программа «Школа Росси»

Программа под ред.

В.В. Воронковой

1 класс

Развитие навыков чтения

Формирование навыков чтения целыми словами путем чтения слов со знаком ударения, расширение поля чтения, целенаправленных упражнений на целостное и дифференцированное восприятие слов

Формирование навыков чтения путем постепенного изучения слоговых структур

Развитие выраз-ти чтения и речи

Совершенствование звуковой культуры речи: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах и фразах.

Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков.

Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений. Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность, осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания

Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Также используются специальные упражнения для тренировки речевого аппарата

Требования к уровню сформированности навыка чтения

Правильное, сознательное чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных слов. Темп чтения — 30—40 слов в минуту

Правильное чтение по слогам слов, предложений, коротких рассказов

Выработка умений работать с текстом

Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений, подтверждающих устное высказывание. Воспроизведение содержания текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике. Подробный пересказ небольших произведений с отчетливо выраженным сюжетом.

Раскрытие содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.

Воспитание внимания к авторскому слову в художественном произведении.

Сопоставление слов, близких по значению; понимание значения слов и выражений в контексте: различение простейших случаев многозначности слов, отыскивание в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту.

2 класс

Развитие навыков чтения

Развитие навыка осознанного и правильного чтения. Выработка основного способа — чтения целыми словами за счет:

1) установки на плавное чтение целыми словами;

2) проведения речевых зарядок или речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения (3—4 мин); 3) проведения соревнований и конкурсов на звание лучшего чтеца;

4) развития темпового чтения. Обучение чтению про себя

Формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками. Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.

Развитие выраз-ти чтения и речи

Совершенствование звуковой культуры речи: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах и фразах.

Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков.

Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений. Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность, осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания

Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Также используются специальные упражнения для тренировки речевого аппарата.

Требования к уровню сформированности навыка чтения

Сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами. Темп чтения незнакомого текста — не меньше 50 слов в минуту

Сознательное, правильное чтение по слогам с постепенным переходом на целые слова. Совершенствуется постепенно беглость чтения

Выработка умений работать с текстом

Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений, подтверждающих устное высказывание. Воспроизведение содержания текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике. Подробный пересказ небольших произведений с отчетливо выраженным сюжетом.

Деление текста на части, озаглавливание их, выявление основной мысли прочитанного (с помощью учителя). Ориентировка в учебной книге: знакомство с содержанием, нахождение в нем названия нужного произведения, умение пользоваться заданиями и вопросами, помещенными в учебных книгах

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного. Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту. Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.

3 класс

Развитие навыков чтения

Развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приемов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстрота понимания прочитанного.

Обучение приемам чтения про себя на небольших текстах с постепенным увеличением объема и количества прочитанных текстов этим способом. Углубленное понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного)

Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Чтение про себя простых по содержанию текстов.

Развитие выраз-ти чтения и речи

Совершенствование звуковой культуры речи: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах и фразах.

Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков.

Обучение орфоэпически правильному произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста; выработка умения убыстрять и замедлять темп речи и чтения, умения увеличивать и уменьшать силу голоса от громкой речи до шепота и наоборот, в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания

Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Также используются специальные упражнения для тренировки речевого аппарата.

Требования к уровню сформированности навыка чтения

Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения — 70—75 слов в минуту

Осознанно и правильность чтения текста вслух целыми словами после работы над ним и под руководством учителя;

Выработка умений работать с текстом

Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определение с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом.

Составление плана прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя. Словесное рисование картин к художественным текстам.

Составление рассказов о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса. Самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.

Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя). Внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нем.

Продолжение таблицы 1.

Ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике, самостоятельное пользование учебными заданиями к тексту

Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.

Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин. Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки. Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок. Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения. Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом

4 класс

Развитие навыков чтения

Развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приемов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстрота понимания прочитанного.

Обучение приемам чтения про себя на небольших текстах с постепенным увеличением объема и количества прочитанных текстов этим способом. Углубленное понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного)

Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

Развитие выраз-ти чтения и речи

Организация практикумов по выразительному чтению:

1) проведение упражнений по технике речи, упражнений с элементами игры для тренировки дыхания («задувание пламени воображаемой свечи») силы голоса, дикции;

2) овладение правилами литературного произношения слов (орфоэпическими правилами), словесным ударением;

3) работа над интонацией (темпом, ритмом, логическими ударениями, мелодикой речи и чтения). Произнесение стихотворных строк с различными смысловыми оттенками, с различными намерениями (с разным подтекстом): с осуждением, похвалой, одобрением

Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Также используются специальные упражнения для тренировки речевого аппарата.

Требования к уровню сформированности навыка чтения

Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения.

Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения — не меньше 100 слов в минуту. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению

Правильность чтения вслух целыми словами. Чтение про себя. Хорошее выразительное чтение: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

Выработка умений работать с текстом

Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога повествованием.

Выявление особенностей речи действующих лиц рассказа, сопоставление их поступков, отношения к окружающим (по одному или ряду произведений), выявление мотивов поведения героев и определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам.

Различение оттенков значения слов в тексте, использование их в речи, нахождение в произведении и осмысление значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (сравнений, эпитетов, метафор, фразеологических оборотов).

Составление творческих пересказов от имени одного из героев (с изменением лица рассказчика), с вымышленным продолжением рассказа о судьбе героя, составление рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с включением элементов описания или рассуждения.

Обогащение и активизация словаря учащихся, развитие устной речи, ее содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности.

Ориентировка в учебной книге по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту

Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи. Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен.

Дет

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Анализ некоторых учебников для старших классов гуманитарного профиля
Как было указано выше, содержание курса математики для классов гуманитарного профиля, несмотря на присутствие традиционных для программы разделов, сокращено. Кроме того, выделенные нами методические особенности говорят о необходимости смещения акцентов при рассмотрении тех или иных вопросов математ ...

Урок - драматизация на основе сказки
Осветив теоретическую часть вопроса о драматизации на уроках английского языка у младших школьников, ознакомимся с практической, на основе приведенного ниже плана – конспекта урока – драматизации на тему "The Guest in the Forest" (отрывок) на основе сценария «The Guest in the Forest» Андр ...

Задачи и методика проведения эксперимента
В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге. Маленькие дети предпочитают окраску предметов, некоторые предметы художественной выразительности вызывают непонимание изображенного (неоконченность, набросочность, пе ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru