Существующие подходы к обучению информатике в начальной школе

Страница 2

Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся начальной школы к продолжению образования, к активному использованию учебных информационных ресурсов: фонотек, видеотек, мультимедиа обучающих программ, электронных справочников, энциклопедий.

Курс информатики а начальной школе имеет комплексных характер. В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах работы с информацией. В соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка- формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий на других предметах.

Содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.

Модели обучения информатики в начальной школе

Основная идея

Реализация идеи развивающего обучения на основе системно-информационной концепции

Реализация пропедевтики основных понятий курса (через игру)

Развития алгоритмического стиля мышления как основы для формирования необходимых знаний и умений при последующем обучении

Дополнительное обучение информатике младших школьников

Авторы

А.В.Горячев, Н.В.Макарова, А.С.Лесневский, Т.Л.Истомина

Н.В.Матвеева, Л.Л.Босова

С.Н.Тур, Т.П.Бокучава(1-4), А.Л.Семенов и С.К.Ландо (5-7), Ю.А.Первин и др. (1-5)

А.А.Дуванов, М.И.Фролов, С.Симонович «Кирилл и Мефодий»

Становление школьного курса информатики в начальной школе

Пропедевтический курс информатики поддерживается рядом экспериментальных авторских программ и учебно-методических пособий. Многочисленные подходы к преподаванию информатики в начальной школе можно представить в виде четырех модулей, различающихся между собой концептуально.

В последние годы во всем мире новые информационные технологии стали интенсивно использоваться в начальной школе. В нашей стране практика переноса курса "информатики" в сферу начального образования начала складываться в начале 90-хх годов. В 1992 году была опубликована программа учебного курса "Основы информатики и вычислительной техники" для 3-4 классов, а в 1995 году коллегия Министерства образования РФ постановила признать целесообразной" необходимость выделения нескольких этапов в овладении основами информатики и формировании информационной культуры в процессе обучения в школе" первым из которых был определен пропедевтический курс в 1-6 классах.

Целью обучения информатике в 1 классе является формирование представлений об информации, информационных процессах и алгоритмах, а также начальное знакомство с компьютером. При знакомстве с компьютером дети выполняют задания, закрепляющие их знания по математике, русскому языку, ИЗО, знакомство с окружающим миром.

С приходом ребенка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом его деятельности должно стать учение. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого в учении должны широко использоваться игровые формы. В частности, формирование у младших школьников умений учиться на уроках информатики происходит в процессе:

-игры;

-при работе на компьютере;

-совместного поиска и анализа примеров.

Очень важно то, как проводятся занятия:

-это не монолог учителя, не традиционные объяснения и вопросы, это беседы, обсуждение новых понятий, совместный поиск и анализ примеров, иногда переходящих в игру или в дискуссию.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Что говорят ученые
Исследованием словесно-жестового билингвизма занимались многие ученые: как отечественные, так и зарубежные. Без анализа «мимической речи», жестовых обобщений глухих, учителям недостаточно понятны будут и особенности развития их словесной речи, предупреждала Р. М. Боскис (1963), опасаясь игнорирован ...

Характеристика типичных ролевых позиций педагога-воспитателя
Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых позиций педагога. Педагог может выступать в качестве: информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений; друга, если он стремится проникнуть в душу ребёнка; диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориент ...

Разработка систем экспериментальных заданий по теме «Статика». Методические рекомендации по применению на уроках физики
На изучение темы «Статика. Равновесие абсолютно твердых тел» отводится 3 часа. Для этой темы нами было предложено следующее экспериментальное задание: Цель эксперимента: Найти положение центра тяжести. Материалы: пластилин, две металлические вилки, зубочистка, высокий стакан или банка с широким гор ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru