Особенности образования взрослых

Педагогическая теория » Особенности образования взрослых

Страница 1

Идея образования на протяжении всей жизни не нова. Она зафиксирована в пословицах, выражающих мудрость народов: русского ("Век живи – век учись"), английского ("Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем"), китайского ("Не бойся, что не знаешь – бойся, что не учишься") и др.

Все религии сходятся в признании важности учения. Так, Новый Завет, по сути, – система непрерывного образования, непрекращающегося обучения, поскольку только постоянно учащийся и обучаемый воспринимались в библейские времена как праведники.

Мой жизненный опыт подтверждает правоту народной мудрости. Проблема образования взрослых – актуальная современная проблема, вызванная быстрым устареванием ранее приобретенных навыков и необходимостью приобретения новых.

Роль образования взрослых сегодня повысилась, так как растущие требования к профессиональной компетентности специалистов сделали образование на протяжении всей жизни условием их конкурентоспособности.

Возросла "защитная" роль образования в обществе социальных перемен, вызывающих у человека чувство социальной уязвимости, тревожности, правовой незащищенности, дезориентацию в сфере нравственной жизни. Возрастающая роль образования проявляется в двух наиболее общих функциях, содействующих социализации взрослых: профессиональной и личностной. Первая – призвана обеспечить социализацию через освоение новых профессиональных ролей, развитие профессиональной компетентности и мобильности. Вторая – позволяет дополнить и обогатить процесс социализации путем приобщения личности к общечеловеческим ценностям, языку, культуре мышления и чувствования, деятельности и общения.

Образование взрослых отличается от образования несовершеннолетних, так как сам взрослый обучающийся отличается от невзрослого.

Взрослый обучающийся в отличие от невзрослого:

1) осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью;

2) накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения его самого и его коллег;

3) его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретной цели;

4) он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;

5) его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, профессиональными, бытовыми, социальными условиями.

Взрослый учащийся тем или иным образом совмещает учебную деятельность с участием в сфере оплачиваемого труда.

Существует мнение, что взрослому человеку сложнее усваивать новые знания.

Однако психологи выяснили, что высокий потенциал обучаемости сохраняется на всех этапах жизни. В свою очередь постоянная умственная работа, включенность личности в образовательную деятельность сохраняет высокий уровень психофизиологических функций. Одновременно образование выступает одним из способов успешного разрешения кризисов зрелого возраста. Образование и умственный труд становятся необходимым условием психического здоровья человека.

Но обучение, на мой взгляд, не должно быть принудительным. В этом случае оно приводит к тому, что взрослые снимают с себя внутреннюю ответственность за результат образовательной деятельности. Ее развивающие возможности обусловлены осознанием человеком необходимости образования для решения значимых жизненных проблем, связанных с профессиональной деятельностью; необходимостью разобраться в экономических, политических и других реалиях жизни; глобальных проблемах судеб человека в изменяющемся мире; желанием глубже понять себя и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Анализ некоторых учебников для старших классов гуманитарного профиля
Как было указано выше, содержание курса математики для классов гуманитарного профиля, несмотря на присутствие традиционных для программы разделов, сокращено. Кроме того, выделенные нами методические особенности говорят о необходимости смещения акцентов при рассмотрении тех или иных вопросов математ ...

От равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции
В начале 70-х гг. европейцам удалось окончательно разрушить законодательный фундамент неравенства лиц с отклонениями в развитии, заложенный в античные времена. Впервые в истории цивилизации признается не только равенство людей вне зависимости от состояния здоровья и наличия особенностей развития, н ...

Тестирование физической подготовленности
Школьная программа включает в себя ряд тестов по физической подготовке, каждый из которых показывает уровень развития того или иного физического качества. Тест 1. Челночный бег 3x10 м (тестирование ловкости, скоростной выносливости) В забеге принимают участие один или два человека. По команде «На с ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru