Идея образования на протяжении всей жизни не нова. Она зафиксирована в пословицах, выражающих мудрость народов: русского ("Век живи – век учись"), английского ("Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем"), китайского ("Не бойся, что не знаешь – бойся, что не учишься") и др.
Все религии сходятся в признании важности учения. Так, Новый Завет, по сути, – система непрерывного образования, непрекращающегося обучения, поскольку только постоянно учащийся и обучаемый воспринимались в библейские времена как праведники.
Мой жизненный опыт подтверждает правоту народной мудрости. Проблема образования взрослых – актуальная современная проблема, вызванная быстрым устареванием ранее приобретенных навыков и необходимостью приобретения новых.
Роль образования взрослых сегодня повысилась, так как растущие требования к профессиональной компетентности специалистов сделали образование на протяжении всей жизни условием их конкурентоспособности.
Возросла "защитная" роль образования в обществе социальных перемен, вызывающих у человека чувство социальной уязвимости, тревожности, правовой незащищенности, дезориентацию в сфере нравственной жизни. Возрастающая роль образования проявляется в двух наиболее общих функциях, содействующих социализации взрослых: профессиональной и личностной. Первая – призвана обеспечить социализацию через освоение новых профессиональных ролей, развитие профессиональной компетентности и мобильности. Вторая – позволяет дополнить и обогатить процесс социализации путем приобщения личности к общечеловеческим ценностям, языку, культуре мышления и чувствования, деятельности и общения.
Образование взрослых отличается от образования несовершеннолетних, так как сам взрослый обучающийся отличается от невзрослого.
Взрослый обучающийся в отличие от невзрослого:
1) осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью;
2) накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения его самого и его коллег;
3) его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретной цели;
4) он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;
5) его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, профессиональными, бытовыми, социальными условиями.
Взрослый учащийся тем или иным образом совмещает учебную деятельность с участием в сфере оплачиваемого труда.
Существует мнение, что взрослому человеку сложнее усваивать новые знания.
Однако психологи выяснили, что высокий потенциал обучаемости сохраняется на всех этапах жизни. В свою очередь постоянная умственная работа, включенность личности в образовательную деятельность сохраняет высокий уровень психофизиологических функций. Одновременно образование выступает одним из способов успешного разрешения кризисов зрелого возраста. Образование и умственный труд становятся необходимым условием психического здоровья человека.
Но обучение, на мой взгляд, не должно быть принудительным. В этом случае оно приводит к тому, что взрослые снимают с себя внутреннюю ответственность за результат образовательной деятельности. Ее развивающие возможности обусловлены осознанием человеком необходимости образования для решения значимых жизненных проблем, связанных с профессиональной деятельностью; необходимостью разобраться в экономических, политических и других реалиях жизни; глобальных проблемах судеб человека в изменяющемся мире; желанием глубже понять себя и т.д.
Другое о педагогике:
Восприятие метроритма
Методы осознания метроритмической организации звуков при записи представляют собой специфическую область восприятия и требуют особых приемов для усвоения. Звуковысотные и метроритмические соотношения в мелодии неотделимы и только их совокупность образует логику и мысль мелодии. Чаще всего встречают ...
Использование дидактических игр с целью повышения интереса к
русскому языку
Из огромного многообразия методов в особую группу выделяют методы стимулирования и мотивации учения. Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Практически любая игра познавательна. Однако сущес ...
Понятие УМКД и его элементы
Учебно-методический комплекс дисциплины определяет единый порядок учебно-методического обеспечения дисциплин различных специальностей, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Учебно-методический комплекс разрабатывается кафедр ...