Самоанализ профессиональной педагогической позиции личности педагога-воспитателя

Педагогическая теория » Профессиональная позиция педагога-воспитателя » Самоанализ профессиональной педагогической позиции личности педагога-воспитателя

Если посмотреть в целом на функциональное назначение самоанализа, то обнаружится, что он является своеобразной визитной карточкой профессионализма педагога-воспитателя, уникальным способом его самодиагностики, инструментом опосредованной оценки уровня сложившейся у воспитателя профессиональной педагогической позиции. Здесь может быть великое множество ракурсов анализа.

В самоанализе должна быть предельно рельефно представлена профессиональная педагогическая позиция воспитателя, которая представляет собой совокупность личностно-значимых психолого-педагогических и методических установок, воззрений, убеждений и принципов, сформировавшихся на основе приобретенного теоретического и практического опыта и предопределяющих в своем единстве характер и направленность осуществляемых педагогом воспитательно- образовательных действий.

Профессиональная педагогическая позиция личности педагога-воспитателя наиболее зримо, отчетливо проявляется в деятельности. Однако для нужд самоанализа она может быть представлена:

в аргументированном отборе (расширении, углублении либо, напротив, игнорировании) того или иного содержания воспитательно-образовательной деятельности в конкретных психолого-педагогических условиях;

в выборе и последовательном освоении тех или иных приоритетных направлений, концепций, форм, средств, методов и технологий организации воспитательно-образовательного процесса;

в ориентации на свою особую, персонифицированную шкалу иерархически выстроенных критериев оценки качества получаемых образовательно-воспитательных результатов.

Указанные параметры позиционно-личностных проявлений могут стать основой для составления самоанализа профессиональной деятельности. Конечно, представить их необходимо предельно кратко, лаконично, без избыточных «словомудрствований». В изложении собственных методических аргументов обязательно следует ориентироваться на факты – особым образом систематизированную информацию.

Кроме того, следует помнить, что есть две стороны подготовки обсуждаемого нами документа: собственно самоанализ – разделение имеющегося опыта на составляющие его части, их поэлементный анализ – и другая необходимая часть работы – самообобщение, формулировка обобщающих, итоговых выводов по результатам сделанного анализа. Причем, при достаточно глубоком, обстоятельном самоанализе итоговое самообобщение может возвыситься до формулировки последовательно реализуемой на практике ключевой методической идеи. Такая идея, как правило, обязательно интегрирует весь собранный для анализа теоретический и практический материал, организует его в единую методическую систему, а, следовательно, делает сам опыт более цельным, органичным, системно осмысленным.

Принципиально важное значение приобретает здесь и то обстоятельство, выведена ли эта методическая идея исключительно из практики, либо она имеет сознательно избранную опору на какие-либо известные концепции, теории, технологии. В последнем случае желательно отметить, как с течением времени менялись, уточнялись, обогащались позиционно-личностные представления, особенно на протяжении последних трех лет.

Если имеется склонность к научно-методической работе, то необходимо указать в самоанализе, где обсуждался и представлялся опыт (на методобъединении, семинаре в учреждении, в районе либо на другом уровне), имеются ли публикации, либо подготовленная к публикации методическая продукция.

Кроме содержательно-смысловой стороны дела, важно отметить в самоанализе и сторону процессуально-динамическую. Здесь чрезвычайно важно назвать наиболее характерные для опыта методы, приемы, технологии работы; наиболее успешно освоенные формы работы, целенаправленно создаваемые условия для обучения и воспитания, отработанные критерии и способы диагностики уровня воспитанности либо используемые проверочно-диагностические методики. Обязательно следует указать, есть ли среди них авторские, т.е. самостоятельно разработанные и используемые анкеты, опросники, проверочные листы, творческие задания и т.п. В самоанализе можно отразить то, насколько результаты работы соотносятся с программой и концепцией развития учреждения; отметить, чем подтверждается положительная динамика развития ценностных отношений, знаний, навыков, опыта творческой деятельности воспитанников. В заключительной части самоанализа можно продемонстрировать способность к критическому осмыслению своих слабых сторон, выявлению существующих недоработок, а, следовательно, и подтвердить свою способность реально планировать и прогнозировать свой дальнейший профессиональный рост.


Другое о педагогике:

Синонимия словообразовательных морфем
Сложность словообразовательной системы заключается в наличии синонимичных словообразующих аффиксов, при этом выбор определённой морфемы из существующих в русском языке часто обусловлен формальным ограничением русской морфотактики. Почему того, кто учит, принято называть учителем, а того, кто курит, ...

Теоретические подходы в экономическом воспитании
Экономическое воспитание – еще одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ 1990-х годов, и стремления нашей экономики к рыночным отношениям. В советские времена ребенок мог знать о наличии денег, например, в жизни вооб ...

Игровой момент в обучении
Один из весьма эффективных методов обучения детей младшего возраста – игровой: через игру, например, в детском саду изучаются иностранные языки. Игра – действие синкретическое (о синкретизме см. далее), в ней задействованы мыслительная деятельность, физические и речевые действия (например, в ответ ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru