Физическое состояние – понятие и сущность

Страница 1

Физическое состояние - интегральный статический показатель основных антропометрических признаков на момент обследования ребенка. Одним из наиболее важных критериев оценки состояния организма человека, характеризующих здоровье в целом, правильность его формирования, является состояние физического развития.

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания или процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

В узком смысле слова под физическим развитием понимают антропометрические показатели (рост, вес, окружность-объем грудной клетки, размер стопы и т.п.).

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют, прежде всего, биологические формы, или морфологию, человека.

2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечнососудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Существует три уровня физического развития: высокий, средний и низкий и два промежуточных выше среднего и ниже среднего. При оценке уровня физического развития используют в большинстве случаев антропометрические стандарты для конкретных возрастных групп.

Характер физического развития, как процесс изменения указанных показателей в течение жизни, зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни, прежде всего, относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

Оценить физическое состояние школьников можно с помощью теста "Оценка физического состояния школьников" из пакета "Состояние" на основе пяти морфологических и функциональных показателей:

- индекса Кетле (уровень развития массы и роста);

- индекса Робинсона (качество регуляции сердечнососудистой системы);

- индекса Скибинского (функциональные возможности органов дыхания и кровообращения);

- индекса Шаповаловой (уровень развития двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, а также функциональные возможности кардио-респираторной системы);

- индекса Руфье (уровень адаптационных резервов кардио-респираторной системы) .

Итак, физическое состояние характеризует состояние здоровья человека, телосложение, конституцию, функциональные возможности организма, физическую работоспособность. Оценкой физического состояния являются показатели физического развития: длина тела, масса тела, осанка, и др., морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека и показатели развития физических качеств - силы, скоростных способностей, выносливости и др. Основным фактором, целенаправленно изменяющим физическое состояние человека, является занятия физическими упражнениями.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Типология учебных игр
Анализ учебно-методической литературы по вопросам игрового обучения английскому языку показал, что игры группируются по цели использования (лексика, грамматика, перевод, страноведение), по функциональной значимости (речевые навыки и умения), по сюжетной линии (инструментальные игры, ролевые игры, д ...

Формы организации детей по формированию навыка «труд в природе»
Формами организации деятельности детей являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке. Занятия. Проводятся они в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые сведен ...

Использование логоритмики в системе коррекционно-педагогического воздействия на детей с ОНР
Исследования Г. Р. Шашкиной состояния моторной сферы дошкольников с ОНР подготовительной группы показали, что: 1. Моторика детей с ОНР данного возраста значительно ниже возрастной группы, 89% детей отстают в моторном развитии от своих сверстников; 2. Группа детей с ОНР в моторном плане неоднородна; ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru