Физическое состояние – понятие и сущность

Страница 1

Физическое состояние - интегральный статический показатель основных антропометрических признаков на момент обследования ребенка. Одним из наиболее важных критериев оценки состояния организма человека, характеризующих здоровье в целом, правильность его формирования, является состояние физического развития.

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания или процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

В узком смысле слова под физическим развитием понимают антропометрические показатели (рост, вес, окружность-объем грудной клетки, размер стопы и т.п.).

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют, прежде всего, биологические формы, или морфологию, человека.

2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечнососудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Существует три уровня физического развития: высокий, средний и низкий и два промежуточных выше среднего и ниже среднего. При оценке уровня физического развития используют в большинстве случаев антропометрические стандарты для конкретных возрастных групп.

Характер физического развития, как процесс изменения указанных показателей в течение жизни, зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни, прежде всего, относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

Оценить физическое состояние школьников можно с помощью теста "Оценка физического состояния школьников" из пакета "Состояние" на основе пяти морфологических и функциональных показателей:

- индекса Кетле (уровень развития массы и роста);

- индекса Робинсона (качество регуляции сердечнососудистой системы);

- индекса Скибинского (функциональные возможности органов дыхания и кровообращения);

- индекса Шаповаловой (уровень развития двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, а также функциональные возможности кардио-респираторной системы);

- индекса Руфье (уровень адаптационных резервов кардио-респираторной системы) .

Итак, физическое состояние характеризует состояние здоровья человека, телосложение, конституцию, функциональные возможности организма, физическую работоспособность. Оценкой физического состояния являются показатели физического развития: длина тела, масса тела, осанка, и др., морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека и показатели развития физических качеств - силы, скоростных способностей, выносливости и др. Основным фактором, целенаправленно изменяющим физическое состояние человека, является занятия физическими упражнениями.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Стратегия педагогической деятельности с целью повышения образовательной мотивации учащихся
Стратегию педагогической деятельности можно представить следующим образом: Ø измерение уровня образовательной мотивации учащегося с помощью диагностики, позволяющей выявить характер доминирующих образовательных мотивов и степень активности учащегося в образовательной деятельности; Ø о ...

Понятие нравственного воспитания
Современное толкование нравственности в словаре С.И. Ожегова таково: «Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение» Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» - это личностн ...

Планы-конспекты внеклассных занятий по художественной вышивке бисером
Тема занятия: Родословная стеклянной бусины, материалы и инструменты Тип занятия: Теоретический. Цели занятия: 1. Обучающая: познакомить учащихся с историей возникновения бус и украшений. Дать информацию о материалах и инструментах, используемых на занятиях. 2. Развивающая: развивать познавательную ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru