Цель и задачи экспериментальной части исследования у детей с ОНР

Педагогическая теория » Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи » Цель и задачи экспериментальной части исследования у детей с ОНР

Страница 3

Наибольшее количество баллов за всю методику 120. Приняв эту цифру за 100%, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб. Полученные значения можно также соотнести с одним из четырёх уровней успешности.

IV уровень – 96-120бб=80%-100%

III уровень – 78-95бб=65%-79,9%

II уровень – 54-76бб=45%-64,9%

I уровень – 53б и ниже=44,95%

Высчитав процентное выражение успешности каждой серии, вычерчивается индивидуальный речевой профиль:

1) фонематическое восприятие;

2) артикуляционная моторика;

3) звукопроизношение;

4) звуко-слоговая структура слова;

5) грамматический строй речи;

6) словообразование;

7) связная речь.

В написанной Л.Ф. Спировой и А.В. Ястребовой методике обследования речи у детей, предлагаются приёмы обследования не только детей с полным или частичным отсутствием вербальных средств общения, но и детей, владеющих вербальными средствами общения. Как правило, проводить обследование по выявлению уровня лексических средств языка, которыми владеет ребёнок, рекомендуется в форме игры.

В целом, проводя процесс обследования по данной методике, предлагается обратить внимание на следующие моменты:

как ведет себя ребёнок, рассматривая изображённые на картинке игрушку или предмет, какие производит действия с ним. В случае, если он называет предмет, следует обратить внимание на то, как он это призносит: отдельные звуки вместо слова (машина – би-би); отдельные звукосочетания, входящие в состав слова; лепетные слова (вода - ада); звукоподражания. Здесь мы определяем каким образом звукоподражания сосуществуют с общеупотребительными словами;

умеет ли ребёнок, подражая звуком или звукокомплексом, воспроизводить из названных слов один слог, два слога или целиком слово;

проявляет ли ребёнок самостоятельность при использовании имеющися у него звуковых средств или действует в ответ на побуждение.

В таком случае, следует также выявить, ориентируется ли ребёнок на внешние ситуативные признаки при назывании предмета, или его действия и употребляемые им звукокомплексы имеют уже устойчивое значение и обобщающий характер.

Следует отметить, что достоверная оценка данных обследования словарного запаса ребёнка выделяется лишь путём сопоставления результатов, которые получены в процессе использования различных приёмов.

Для обследования лексического запаса предлагается составить примерный перечень тех слов, которые в норме дети, как правило, понимают и употребляют в речи.

Таким образом, в процессе обследования выясняется не только объём предметного, глагольного словаря, но и словаря признаков.

Также, сюда входят существительные, которые объединяют как видовые, так и родовые понятия:

слова, обозначающие предметы и их части, домашних и диких животных и их детёнышей, профессии людей и т.д.;

глаголы, обозначающие действия предметов;

прилагательные, обозначающие различные качества, величину предметов, цвет, форму;

прилагательные, указывающие на материал, из которого сделаны предметы.

При обследовании словарного запаса следует варьировать задания, при этом соблюдая постепенное нарастание сложности. Очень важно выяснить такой момент: умеет ли ребёнок образовывать новые слова суффиксально – префиксальным способом. Также нужно проверить не только наличие в речи общеупотребительных слов, но и слов, которые близки по лексическому значению (глаголы: шьёт, вышивает; летит, вылетает). Здесь особое внимание следует обратить на образование относительных прилагательных с различными значениями, как они соотносятся с продуктами питания (грибной суп), с материалом, из которого сделан предмет (деревянный забор), с растениями (берёзовая роща) и т.д.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Интегральная образовательная технология
Процесс гуманизации и гуманитаризации образования, приняв экстенсивную форму, не привел к полному решению проблемы введения понятия «образовательная технология» в педагогическую науку: "Одна из причин видится в технологической необеспеченности процесса". Поэтому, по мнению В.В. Гузеева, н ...

Типы и структура уроков в правовом курсе
Учебное занятие по праву — это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников. Она направлена на достижение целей усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта, знаний, фор ...

Коррекционное значение ритмики в воспитании дошкольников
Ребенок, нормально развивающийся в психомоторном отношении, проходит несколько этапов. Психомоторное развитие начинается с неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru