Обучение рассказыванию по картине занимает важное место в системе работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Значение этого вида занятий для расширения и активизации словаря, формирования связной, грамматически правильной речи, а также развития процессов восприятия, воображения, логического мышления отмечалось многими авторами.
В связи с этим обучение рассказыванию по сюжетной картине с определенной тематикой приобретает особое значение в комплексной коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития.
В процессе формирующего эксперимента использовались специальные упражнения при коррекционном обучении детей с задержкой психического развития рассказыванию по картинному материалу, в основном по серии сюжетных и пейзажных картинок.
Проведенное нами обучение рассказыванию по сюжетным и пейзажным картинам является частью экспериментального обучения, направленного на формирование связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития. Обучение проводилось в течение двух месяцев в детском саду № 95 г. Красноярска. В своей работе мы основывались на важнейших принципах подхода к обучению детей дошкольного возраста рассказыванию по картинам. К ним относятся: постепенное усложнение заданий и форм работы в соответствии с возрастными особенностями детей; отведение важной роли речевому образцу педагога; широкое использование игровых форм занятий.
В то же время методика обучения рассказыванию по картинам строилась нами с учетом особенностей детей с задержкой психического развития. Это нашло свое отражение в проведении подготовительной работы, в отборе и последовательности использования картинного материала, в структуре и приемах специальной коррекционной работы.
Коррекционная работа базируется на следующих принципах:
Принцип ранней коррекции отклонений в развитии предполагает как можно более раннее выявление проблем ребенка и организацию коррекционной работы с ним в сензитивные сроки. На наш взгляд, оптимальным является коррекционное обучение и воспитание, начинающееся в раннем и младшем дошкольном возрасте, в период интенсивного морфофункционального развития мозга. Именно в этот период закладывается чувственная база познания, развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, формируются механизмы памяти и наглядного мышления. Это период формирования коммуникативных навыков и развития речи. При более позднем начале коррекционной работы сензитивный период в какой-то мере оказывается упущенным, усложняется структура дефекта, и возможности компенсации задержки психического развития значительно снижаются. До сегодняшнего дня дошкольные диагностико - коррекционные группы открываются для детей 6-7 лет. При таком подходе многие проблем ребенка не удается преодолеть, с ними он приходит в школу, а в условиях школьного обучения далеко не всегда есть реальная возможность для преодоления этих проблем.
Ребенок с задержкой психического развития проходит в своем развитии те же этапы, что и нормально развивающийся ребенок, поэтому необходим учет закономерностей онтогенетического развития при организации коррекционной работы. Важно выявить качественное своеобразие психического развития ребенка с задержкой психического развития, определить его уровень, который можно зафиксировать как стартовый, исходный. Нельзя сразу включать ребенка в интенсивную учебную деятельность, формировать у него высшие уровни мышления и речи, тогда как отсутствует полноценная база для их становления.
Принцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с задержкой психического развития следует рассматривать в трех аспектах:
- Успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Для дошкольников это предметно-операциональная деятельность и затем сюжетно-ролевая игра. Поэтому учить и воспитывать детей с задержкой психического развития следует, играя с ними, особое место в системе коррекции должны занимать сюжетно-ролевая игра и развивающие дидактические игры.
Однако, научные исследования и практика показывают, что в условиях аномального развития наблюдается специфика в формировании и смене ведущих видов деятельности. Ни один из них не достигает уровня развития, соответствующего возрастным возможностям, и фактически не выполняет функций ведущей деятельности. Отсюда вытекает необходимость целенаправленного педагогического воздействия, обеспечения условий для формирования предметной и игровой деятельности, а позднее - предпосылок к овладению учебной деятельностью.
В условиях задержки психического развития затруднен процесс формирования ребенка как субъекта деятельности, что проявляется в несформированности всех ее структурных компонентов: мотивационного, ориентировочно-операционального, регуляционного. Каждый из этих компонентов требует внимания педагога во всех ситуациях общения с ребенком и совместной работе при выполнении заданий учебного типа.
Другое о педагогике:
Психологические особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст соответствует годам обучения в начальных классах. Дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, ...
Актуальные проблемы преподавательской деятельности в процессе физического воспитания студенток, отнесённых к специальной медицинской группе
ХХ век внёс существенные изменения в здоровье человека. С одной стороны, научно-технический прогресс, развитие медицинской науки, культуры и образования – позволили бороться с рядом ранее считавшими неизлечимыми болезнями и предупреждать их; с другой стороны, изменился весь образ жизни человека, а ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
В современной логопедии выделяют две основные классификации, которые взаимосвязанны друг с другом - медицинская или клиническая и психоло-педагогическая. Клиническая классификация, разработанная Мастюковой Е.М., делится на три основные группы: – неосложненный вариант общего недоразвития речи, когда ...