В основе повышенной интеллектуальной и трудовой активности подростков лежат не только указанные выше мотивы. За всем этим можно усмотреть и естественный интерес, повышенную любознательность детей данного возраста.
Интересы старшеклассников становятся еще более избирательными и устойчивыми. У многих из них наблюдается перерастание интереса к предмету в интерес к науке. Старшеклассники пытаются с философских позиций осмыслить окружающую действительность, испытывают серьезный интерес к мировоззренческим вопросам.
У учащихся старших классов может наблюдаться излишний рационализм; при этом они считают нужным добросовестно изучать лишь то, что пригодится, по их мнению, в жизни для будущей профессии, и не всегда осознают роль гуманитарных предметов в развитии духовного мира человека.
Поддержанию должного уровня познавательного интереса к предмету на данном этапе языкового образования способствуют дифференциация обучения, его профильная направленность, личностный подход к старшеклассникам, требующий, прежде всего отношения к ученику как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями.
На завершающем этапе совершенствуются все полученные школьниками знания, навыки и умения, язык используется как действенное средство углубления знаний в разных областях науки, техники и культуры.
В целом иностранный язык на данном этапе должен выступать как эффективное средство, способствующее удовлетворению, развитию и углублению интересов школьников в выбранной ими области знания, в частности как средство получения профессионально значимой информации. Этой цели в наибольшей степени отвечают различные варианты профильно-ориентированного обучения иностранному языку в 10–11-х классах (с гуманитарным, естественно-математическим и другими направлениями) со своими особыми программами; при отсутствии условий для таково обучения в тех или иных школах может быть использован на переходный период настоящий раздел программы, в которой содержание обучения отражает то общее, что должно быть в языковом курсе при любом варианте его профильной ориентации.
В старших классах успех обучения во многом зависит от того, как организована самостоятельная работа учащихся, имеются ли в их распоряжении пособия, отвечающие требования современной методики.
Таким образом, отличительными сторонами старшеклассников являются:
1. процесс познавательного развития;
2. активная и самостоятельная мыслительная деятельность;
3. социальное и личностное самоопределение;
4. сформированность теоретического или словесно-логического мышления;
5. совершенствование самоконтроля деятельности;
6. перестройка памяти (развитие логической и произвольной памяти);
7. процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям;
8. готовность и способность ко многим различным видам обучения;
9. повышенная интеллектуальная активность;
10. интересы становятся еще более избирательными и устойчивыми.
Другое о педагогике:
Анализ педагогической деятельности по
проведению дидактических игр на уроках русского языка с целью повышения
интереса к предмету
Ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна, однако многие из педагогов начальной школы если не игнорируют вовсе ее абсолютное право на присутствие в жизни младшего школьника, то относятся к ней с некоторой настороженностью, недоверием, опасением. Одна из главных и распространенных ...
Абсолютный и относительный слух
Феномен абсолютного слуха заключается в том, что человек может по одному звучанию ноты определить ее название и расположение (например – «ми малой октавы»), а также точно пропеть заданную ноту без предварительной настройки по инструменту или камертону. Носитель же относительного слуха такими способ ...
Особенности студенческого возраста
Студенческий возраст (18-25 лет) представляет особый период в жизни человека, составляющий, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными у ...