Решение качественных задач

Страница 2

Схема решения качественных задач:

· чтения условия задачи, выяснения всех терминов в ее условии,

· анализ условия задачи, выяснение всех физических явлений, построение схемы или чертежа.

Иллюстрируя методику решения качественных задач, разделим их на две группы.

a) Простые качественные задачи (их называют задачами-вопросами) решение которых обычно основываются на одном физическом законе.

б) Сложные качественные задачи, представляющие как бы совокупность или комбинацию нескольких простых задач. Решая их, приходится строить более сложные цепи умозаключений анализировать несколько физических закономерностей.

Начнем с рассмотрения задач-вопросов:

· Почему при проводке телеграфной линии летом нельзя сильно натягивать провода между столбами?

· Почему зубные врачи не рекомендуют, есть очень горячую пищу?

· Почему нельзя наливать бензин в цистерну до верху?

Во всех трех задачах имеют место тепловое расширение твердых и жидких тел, поэтому построение цепи при решении этих задач опираются на эту тему применяется тепловое расширение тел, заключают, что при нагревании размеры твердых тел, немного увеличиваются, жидкости, как твердые тела, с увеличением температуры расширяются, но значительно сильнее, чем твердые тела. В задачах – вопросах могут использоваться и различные зависимости, выражаемые физическими формулами.

· Каким приемом человек может быстро удвоить давление, производимое им на пол?

В начале проводят анализ физической сущности происходящего. Давление зависит от силы давления, F и от площади S. Поэтому, во-первых, давление возрастает в два раза, если в два раза увеличить силу давления. Этого можно достигнуть, взяв в руки дополнительный груз равный весу человека. Но еще можно увеличить давление – уменьшить площадь опоры в два раза. Для этого достаточно встать на одну ногу.

Одно из наиболее важных умений – это умение найти причину какого либо явления. В частности, в учебной деятельности оно необходимо при решении, например, следующих задач.

На одну чашку уравновешенных весов положили железный кубик, а на другую – деревянный шарик. Шарик перетянул. Почему?

Важным также является умение предусмотреть возможные следствия события. Пример:

К уравновешенному рычагу приложили две сил. Может ли рычаг остаться при этом в равновесии? Если да, то, при каких условиях? Можно ли действие этих сил вывести рычаг из равновесия?

(С помощью этой задачи можно навести учащихся на важную мысль о том, что одна и та же причина при различных условиях, в частности начальных, может привести к разным результатам.)

Что даже в том случае, когда ученик умеет решать некоторые типы задач на нахождение причины или следствия физического явления, это не служит гарантией ее четкого понимания смысла понятий “причина” и “следствие” и умение отличить их друг от друга в конкретных ситуациях. Уже в 6-м классе вполне возможно начать формирование этих понятий. С этой целью можно предлагать как бы “вспомогательные” задачи таких двух типов: а) определить, какая, из двух явлений (факторов, утверждений и т.п.) представляет собой причину по отношению к другому, а какое – следствие; дополнить причинно-следственную цепочку недостающими звеньями (утверждениями);

б) связать два данных утверждения (явления, факта и т.п.) с помощью причинно-следственной цепочки. Примеры вспомогательных задач первого типа:

Составьте и запишите одно предложение (имеющее смысл и верное с точки зрения физики), объединив в нем с помощью союза “поэтому” два таких утверждения:

1) в случае утечки газа запах его некоторое время распространится по всей квартире;

2) молекулы движутся непрерывно и хаотически. Скажите, какое из этих утверждений является причиной по отношению к другому, а какое следствием.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Структура процесса профессионального обучения
Обучение как процесс представляет собой целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм активное обучающее взаимодействие учителей и учащихся. Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавател ...

Уровень образовательной мотивации учащихся
Критериями сформированности образовательной мотивации учащихся выступают: · доминирующая группа мотивов образовательной деятельности учащегося. Мотивация к определенной деятельности у данного индивида – это совокупность стойких и достаточно сильных мотивов; · степень активности учащегося в образова ...

Специальные методики и задачи обучения детей сюжетному рисованию как основа развития детского творчества
Все современные программы ДОУ уделяют большое значение развитию изобразительной деятельности детей, так как изобразительная деятельность решает целый ряд задач эстетического и духовного развития. Важное место среди этих задач отводится формированию у детей разнообразных эстетических чувств (чувства ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru