Характеристика типичных ролевых позиций педагога-воспитателя

Педагогическая теория » Профессиональная позиция педагога-воспитателя » Характеристика типичных ролевых позиций педагога-воспитателя

Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых позиций педагога. Педагог может выступать в качестве:

информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений;

друга, если он стремится проникнуть в душу ребёнка;

диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

советчика, если он использует осторожное уговаривание;

просителя, если упрашивает быть таким «как надо», опускается до лести;

вдохновителя, если стремится увлечь, зажечь интересными целями, идеями.

Каждая позиция может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Профессиональная позиция предполагает и действия, обусловленные вышеуказанными характеристиками.

Педагогическая позиция – продукт педагогического мышления, следствие осознания природы воспитательного процесса и одновременно показатель уровня профессиональной готовности к работе с детьми. Это то положение, которое педагог предварительно занимает по отношению к ученикам во взаимодействии с ними и которое определяет все последующее профессиональное поведение воспитателя. Та позиция, которую занял педагог, станет диктовать ему реакцию на складывающиеся во взаимодействии с детьми обстоятельства. Если он идет к детям, чтобы их «приструнить», «победить», «усмирить», то ничтожная оплошность ребенка вызывает его негативное поведение: окрик, сентенцию, жесткую оценку, ущемление его интересов. Если же педагог входит в группу, чтобы «работать», «познавать мир», «общаться», «достигать общей цели», то мелкие проступки учеников корректируются мягко и незаметно, не останавливая общего движения к совместной цели. Разница профессиональных позиций очевидна и, как правило, фиксируется довольно легко путем наблюдения за работой педагога, от действий до его мимики, пластики, интонаций. При всем богатстве палитры индивидуальных проявлений позиция обозначается явно и отчетливо.

С точки зрения трансактного анализа, человек строит общение, выбрав одну из трех внутренних позиций: родительская (инструктирует, заботится опекает, контролирует); детская (ждет заботы, помощи, не берет на себя ответственность); взрослая (предлагает разделить ответственность, демонстрирует стремление к диалогу на равных). С.Д.Поляков комментирует эту точку зрения с позиции педагогической деятельности. Во-первых, вряд ли детская позиция может быть устойчивой педагогической позицией: исчезает суть педагогики – целенаправленное влияние. Во-вторых, воспитатель, как правило, будет стремиться к согласованным позициям. Таких позиций две: родитель-дитя и взрослый-взрослый. Каждая из них имеет свой диапазон воспитательной эффективности. В экстремальных ситуациях и в младшем школьном возрасте – родитель-дитя, в подростковом и юношеском – взрослый-взрослый. В-третьих, одна и та же педагогическая позиция может по-разному проявляться.

Гуманистическая позиция в образовании заключается в том, что педагог не работает в отдельности «ни для детей», «ни для родителей», «ни для общества», «ни для государства». Он видит себя «в каждой этой отдельности», а потому пытается создать общность, понимая, что общность создается на основе добровольности всех людей. Гуманистическая позиция (как мировоззрения) – основа (смысл, порождающий цели) социально-педагогического проектирования.


Другое о педагогике:

Игры с условной ситуацией при обучении грамоте
Придумай слово Цель игры. Закрепить у детей умение распространять предложение, добавляя одно слово (придумать недостающее слово, угадать задуманное слово). Ход игры. Учитель предлагает детям вспомнить игру в слова и говорит, что сегодня они тоже будут играть игру в слова, но она будет немножко иная ...

Словесно-жестовый билингвизм - хорошо это или плохо
На этот вопрос в 1930 г. Л.С. Выготский, выдающийся психолог и один из основоположников отечественной дефектологии, ответил так: «Психологические исследования, экспериментальные и клинические, согласно показывают, что полиглоссия, т. е. владение различными формами речи, при настоящем состоянии сурд ...

Лингводидактический аспект формирования связной речи у детей
Под речевой деятельностью следует понимать деятельность (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка. Более узко под речевой деятельностью следует понимать такую деятельность, в которой языковый знак выступает в "стимула-средства", т.е. такую деятельность, в ходе ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru